Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственными профессиями как компонент трудового воспитания
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в сельской местности в определённый момент истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится о том, что «модернизация системы образования с целью подготовки квалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям, становится в современных условиях одним из важных факторов повышения национальной конкурентоспособности», а это значит, что необходимо «развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда».
Детский сад является первой важной ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, подготовки будущих тружеников своей страны, своего села. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В послании государственному собранию 2017 года Глава Республики Мордовия делает акцент на то, что «одно из важнейших направлений общероссийской Стратегии развития воспитания – трудовое воспитание и профессиональное самоопределение…» Говорит о необходимости выстраивания профориентационной системной работы. О том, что «нужно увлекать детей, в игровой форме знакомить их с навыками будущей профессии, в том, числе на площадках предприятий….», призывает развивать государственно-частное партнерство в этой сфере. В Мордовии существует проблема незаинтересованности молодежи в работе на сельхозпредприятиях. Который год не выполняется план приема студентов в ВУЗ на аграрные специальности. А для нашей Республики самая важная задача это развитие агропромышленного комплекса.
Так как проведённая с нашими воспитанниками беседа показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности, а именно – в сфере сельского хозяйства, мы спланировали работу в данном направлении, так как считаем, что знакомство детей с профессиями работников сельского хозяйства, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Актуальность определяется необходимостью более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника популяризации аграрных специальностей, сельскохозяйственных профессий среди дошкольников проживающих на селе.
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Профориентация на сельскохозяйственные профессии требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.
Работая в данном направлении, ставим перед сабой следующие задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к сельскохозяйственным предприятиям и профессиям в данной области;
2. Приобщать детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и экскурсии;
3. Осуществлять преемственность с общеоразовательной школой в данном направлении
3. Воспитывать положительное отношение и уважение к профессиям сельского хозяйства;
4. Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями.
5. Способствовать воспитанию гордости за ветеранов труда сельской местности;
6. Приобщать родителей к совместной с ДОУ работе по ранней профориентации детей.
Для ознакомления старших дошкольников с сельскохозяйственными профессиями используем следующие методы и приемы работы с детьми и взрослыми:
1) Словесные:
— беседы
— чтение художественной литературы
— развлечения
— моделирование ситуаций
— наблюдения
2) Наглядные:
— сбор иллюстраций, фотографий
— рассматривание иллюстраций
— пример взрослых
3) Практические:
— создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
— моделирование ситуаций
— экспериментирование с разными материалами
— опыт хозяйственно-бытового труда
4) Игровые:
— сюжетно-ролевые игры
— дидактические игры
— игровые ситуации
Важным моментом при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями имеет оснащение развивающей предметно-пространственной среды, кторая подразумевает:
— подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии», в книжном уголке;
— создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о сельскохозяйственных профессиях и орудиях труда;
— подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с сельскохозяйственными профессиями в уголке изобразительной деятельности;
— подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями;
— подбор демонстрационного материала по теме «Сельскохозяйственные профессии»;
— подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии»;
— выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых на селе;
— оформление альбомов с фотографиями по тематике проекта; — материалы для сюжетно-ролевых игр
Используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы способствуют развитию интереса к труду взрослых, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.
Узнать, станет кто-нибудь механизатором, ветеринаром или агрономом, пока трудно, но хочется надеяться, что наша работа по профориентации на сельскохозяйственные профессии оставит след в детском сознании, и возможно кто-то из наших воспитанников станет достойным продолжателем тех, кто трудится на родной земле во благо своей Родины.