Психологические особенности конфликтов в дошкольном возрасте.

Проблеме конфликта сегодня уделяют большое внимание как в педагогике, психологии, социологии, в политологии, так и в других смежных дисциплинах. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликта есть показатель нормального развития общества.

Само понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Вот одно из наиболее распространенных в психологии определений конфликта.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

На современном этапе развития общества обращает на себя внимание проблема роста конфликтности среди детей дошкольного возраста. Детский конфликт – это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Способность детей совместно взаимодействовать, т.е уметь согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, чаще всего не сформирована.

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими детьми и взрослыми. При этом трудным для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, которые требуют согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека.

Конфликт может охватывать разные сферы детских отношений. Можно выделить внешний и внутренний конфликт дошкольников. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и, как правило, не захватывают межличностных отношений. Поэтому они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми. Внутриличностный конфликт возникает лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка, и он сам осознает это.

Конфликтность – качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам. Некоторыми общими характеристиками конфликтности дошкольников являются: стремление к обострению ситуации и доминированию над другими; неумение идти на компромисс; эгоистичность и эгоцентричность; невнимательность к другим; желание посредством повышенной агрессивности избавиться от собственной тревожности и т.д. Кроме этого, конфликтность может быть спровоцирована развитием самосознания, которое тесно связано с самооценкой и саморегуляцией. На развитие самосознания большое влияние оказывает общение с другими людьми. Оценки и суждения взрослых формируют самооценку ребенка. При неадекватной самооценке ребенок не может объективно оценивать других детей и регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому на этом фоне могут случаться конфликты.

В дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, проявляются также и свойства темперамента, которые ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Так как нервная система у детей близка к слабому типу, она характеризуется быстрым истощением, понижением работоспособности, а также повышенной возбудимостью и чувствительностью, что также приводит к неадекватному поведению в случае конфликта.

Т.А. Павленко и А.Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.

Первая группа – «Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка.

Вторая группа – «Я лучше других». Такие дети также конфликтуют часто, активно и эмоционально. Навязывают другому ребенку свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для таких детей характерна демонстрация своего превосходства.

Третья группа – «Я-взрослый, я-главный». Конфликтность детей выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети – командиры, вожаки, лидеры. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в том случае, если они им выгодны.

Четвертая группа – «Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны: боятся ущемления своих интересов.

Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети из самых конфликтных дошкольников. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их.

Внимание взрослых, в первую очередь, привлекают разнообразные факты агрессивного поведения дошкольников. В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер. К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения относятся:

  • физическая агрессия – конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает при помощи кулаков;
  • устная агрессия – крик, брань, жалобы. Демонстративные угрозы, оскорбления и унижения другого;
  • разрушительность – когда ребенок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, разрушает продукты деятельности другого, уничтожает или портит чужие вещи.
  • непослушание – своеобразный протест на требования, просьбы взрослых и др.

Конкретные причины детских конфликтов в значительной степени определяются возрастом. Так, с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Также существенно снижается количество конфликтов из-за разрушения игры. Средний дошкольный возраст считается пиковым для конфликтов по распределению ролей. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем их числе.

Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает родительского внимания и заботы. Ссора в этом случае может быть деструктивным способом привлечения внимания взрослых. Существенное влияние на развитие конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения, как авторитарность, властность, аффективность в общении с детьми. Ребенок, которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся в душе чувства обиды, злости.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста в спорах со сверстниками применяют в качестве основного аргумента те или иные средства физического воздействия, в силу чего конфликты, в основном, завершаются неблагополучно. Дети 4-5 лет чаще других используют способы «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта. К старшему дошкольному возрасту наблюдается все большее использование детьми различных обоснованных своих действий, само-и взаимооценок себя и партнеров по игре, что позволяет договориться, т.е. разрешить спорный вопрос, возникший по ходу игры. При разрешении конфликта с позиции сотрудничества дошкольник приобретает умение отстаивать свое мнение, аргументировать его, учитывать мнение других участников конфликта.

Итак, конкретные способы разрешения конфликтов дошкольниками могут быть классифицированы в зависимости от позиции взаимодействия (доминирование, равенство, подчинение). в каждом конкретном случае можно говорить о сглаживании, обострении или разрешении конфликтной ситуации как результате взаимодействия в конфликте.

424
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!