Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»
«Формирование критического мышленияу детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»
Анисьина Т.С
Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста».
В современном мире требования и нормативные документы перед педагогом ставят цели по улучшению качества дошкольного образования. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться».
В связи с этим передо мной встали вопросы: как организовать образовательный процесс с воспитанниками в группе? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования?
Познакомившись с различными развивающими технологиями современного образования я остановилась на технологии развития критического мышления у ребенка.
Но почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Одним из приемов развития критического мышления дошкольников является «Кубик Блума».
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». С тех пор его шестиуровневое.
«Кубик Блума» — это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной
задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы. Согласно теории таксономии цели обучения делится на три блока:
— когнитивную, то есть «знаю»
-психомоторную — «творю»
-аффективную – «умею».
Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:
-Назови….
-Почему….
-Объясни….
-Предложи….
-Придумай….
-Поделись….
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть
описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике,
для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
К 4-5 годам малыш уже способен выделять те особенности предмета, которые важны сейчас для решения конкретной задачи. Мышление ребёнка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Это самое подходящее время для развития критического мышления. Именно с этого возраста можно использовать в работе с детьми
«Кубик Блума». Так же его можно использовать по всем образовательным областям.
Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Возможны два варианта применения:
-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Сейчас, приступим к практической части нашего мастер-класса.
На примере сказки «Колобок», я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.
1. НАЗОВИ
-Назови героев сказки
-Назови того, кто съел Колобка
2. ПОЧЕМУ
-Почему Колобок ушел от дедушки и бабушки
-Почему Колобок смог уйти от Зайца, Медведя, а от Лисы нет
3. ОБЪЯСНИ
-Объясни, почему Колобок попал в беду
4. ПРЕДЛОЖИ
-Предложи свой конец сказки
5. ПРИДУМАЙ
-Придумай Колобку способ защиты от Лисы
6. ПОДЕЛИСЬ
-Поделись своей оценкой поведения Колобка. Какую характеристику ему можно дать?
Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.
Теперь, я хочу показать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно
использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.
Я буду бросать кубик. Затем, одна команда придумывает вопрос, в соответствие с названием выпавшей грани. А другая команда отвечает на поставленный вопрос. Затем команды меняются заданиями (одни придумываю вопрос, другие отвечают). Итак, проигрываются все грани. Тема нашего итого занятия «Зима».
Начнем.
Примерные задания для первой команды
1. НАЗОВИ
Примерные задания для второй команды
2. ПОЧЕМУ
-Назовите три зимних месяца -Почему зимой идет снег
— Назовите, что одевают люди зимой
-Назовите, зимние природные явления
-Назовите, какие приметы зимы вы знаете
-Назовите, какая погода бывает зимой
-Почему люди зимой одеваются тепло
-Почему перелетные птицы улетают на юг
-Почему зимой день короткий, ночь длинная
-Почему зимой не мерзнут животные
-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти
3. ОБЪЯСНИ 4. ПРЕДЛОЖИ
-Объясни, что будет если зимой надевать панамки, футболки, шорты, сандали.
-Предложи способ применения снега, льда?
-Предложи свои предметы зимней одежды
— Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет -Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и цвет шерсти животных зимой?
— Объясни, из чего состоит снег
-Объясни, что такое лед
-Предложи способы передвижения зимой.
5. ПРИДУМАЙ 6. ПОДЕЛИСЬ
-Придумай загадку о зиме
-Придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб,
-Какую характеристику можно дать зиме
— Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках
сосулька, лёд, снегопад, гололёд, иней, стужа и т. -Мне очень понравилось зима, потому что д.)»
-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой
-Придумай, как изменится планета, если все время будет зима
Как мы видим «Кубик Блума» — это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно- эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного
педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу
– имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.