Занятие с использованием мнемотехники

Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов о временах года с помощью мнемотаблиц, обобщение и систематизация знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.

Задачи:

Образовательные: Учить детей составлять рассказы о временах года по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времен года образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения опираясь на картинки, схемы.

Развивающие: развитие связной речи; развитие общей, мелкой моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти; активизация словарного запаса.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Дидактический материал: смонтированная и озвученная запись фрагментов мультфильма «Двенадцать месяцев; магнитная доска; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы, весны, лета, осени, схемы.

Ход занятия:

-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Здравствуйте.-А с каким настроением вы пришли сегодня в садик? С хорошим, радостным, веселым. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

— Собрались все дети вкруг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Молодцы, надеюсь, вы зарядились хорошим настроением на весь день.

-Ребята посмотрите, что это? ( Письмо, конверт).

-Давайте откроем и прочитаем.

(Открываем конверт, а в конверте отдельные листочки с картинками).

-Здесь какие-то рисунки, значки, слова.

-Ребята, что они могут обозначать?

-Давайте рассмотрим их. (Использование наводящих вопросов.)

Куртка. Автобус. Сказка. Веселые дети

1картинка – Что это? (На картинке изображена куртка) для чего нам нужна куртка? (Нам нужна куртка, чтобы одеваться), и т. д. обговаривается каждая картинка.

— Ребята, это зашифрованное послание.

— Давайте встанем в соответствии с порядковым номером и перевернем листочки. На обратной стороне листочка что-то написано. Попробуем прочитать.

Дети читают по слогам, воспитатель повторяет прочитанное.

На доске появляется соответствующая картинка. Выстраивается мнемодорожка.

Послание зачитывается целиком.

«Одевайтесь потеплей, приезжайте к нам быстрей, в нашей сказке рады вам, нашим маленьким друзьям!»

-У нас получилось послание-приглашение. Приглашение в сказочное путешествие.

-А помогать нам будут в нашем нелегком сказочном путешествии схемы-подсказки, которые называются мнемотаблицы, или мнемосхемы. Они научат нас правильно и последовательно излагать свои мысли и помогут преодолеть любые препятствия.

Работа с мнемоквадратом.

-А чтобы отправиться в путешествие нам понадобится Что? (транспорт). Давайте назовем виды транспорта.-Вот вам подсказка.

На экране появляется– мнемоквадрат.

Мы отправляемся в сказочное путешествие, но нас просили одеться потеплее. Как вы думаете какое там время года? На чем мы можем отправиться в сказочную страну зимой? Выберем сани и произнесем заклинание: «Сели в санки, покатились, в сказке сразу очутились!»

На экране картинка зимнего леса.

-Ребята, где это мы? (В волшебном лесу).

— Как здесь красиво. Но что это?

На ветвях деревьев развешены какие-то картинки. Как вы думаете, что они обозначают?

-Нам нужно составить предложение по схеме.

-Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй – то, что бывает зимой.

-Какое предложение можно составить по этой схеме?

-«Зимой идет снег».

Каждый ребенок составляет предложение по мнемосхеме.

Молодцы ребята. Мы справились и с этим заданием.

Посмотрите, под деревом что-то лежит, это еще одна загадка.( зимой расцветают подснежники)

-Как вы думаете, так бывает?

-В какой же мы сказке мы очутились?

Ребята, давайте расскажем нашу историю о временах года.

— А на помощь нам придут наши подсказки.

Мнемотаблицы «Времена года»

Дети, используя мнемотаблицы, составляют рассказ.

В результате на магнитной доске появляется календарь времен года из мнемотаблиц.

Физкультминутка

А в лесу сейчас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами/

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят

Будем их ловить руками снежинки

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, закружились

Снегом замело дороги.

-Ой, как холодно, хочется, чтобы уже наступила весна.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

-Давайте с помощью символов выложим это стихотворение.

-Но здесь чего-то не хватает( ласточки)

-Верно. Давайте поможем символу вернуться в схему.

-Но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика ВЕСНА

«Кап-кап-кап»,- капель звенит, Соединяем пальцы с большим поочерёдно)

Словно с нами говорит.

Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

-У каждого на столе лежит буква, которую нужно заштриховать в соответствии со звуком, который она обозначает. Дети выполняют задание.

-А теперь выходите, составим слово.

Символ появляется в схеме.

Коллекционирование «Времена года»

Затем составляют одну общую работу «Времена года»

-К сожалению, нам пора возвращаться.

-«Сели в санки, покатились и в саду мы очутились.

Итог занятия:

-Итак, ребята. Сегодня в путешествии мы узнали много интересного, преодолели все препятствия, выполнили все задания. А помогали нам сделать нашу речь связной и красивой, ничего не забыть в рассказах помощницы-подсказки – мнемотаблицы.

Рефлексия

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-А какое задание вам понравилось больше? (спросить у каждого ребенка)

-Мне тоже очень понравилось с вами заниматься. (оценить каждого).

-С каким настроением вы вернетесь сегодня домой?

— Если радостное настроение возьмите белые подснежники. Если грустное – голубые.

-На этом наше путешествие окончено. Спасибо за внимание.

67
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!