«Влияние музыкальных занятий на развитие речи»

После проведения большого количества исследований было установлено, что при использовании музыки речь ребенкадошкольного возраста становится значительно четче. Ведь вся деятельность нашего организма зависит от работы мозга, а соответственно связана со скоростью восприятия и обработкой информации.

Ученые указывают на то, если ребенка с момента рождения оставить без сигналов внешнего мира, то у него полностью отсутствовали бы психические функции. Получается, что сенсорный приток просто необходим для того, чтобы развивать психическое восприятие и чувства к внешним факторам. И так как в возрасте до семи лет нервная система ребенка очень гибкая, то это как раз тот период, когда можно совершенствовать деятельность органов чувств. Именно в этот период необходимо давать как можно больше информации об окружающем мире. А также, стоит использовать музыку, так как, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка. Помимо этого музыка способствует быстрому обучению и запоминанию новых фраз.

Под воздействие музыки улучшается зрительное восприятие, дает возможность избавиться от психоэмоционального воздействия. Это позволяет сосредоточиться только на предмете и представленной информации.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки.

1.повышение уровня читательских навыков

2.повышение уровня речевых навыков

3.улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач

4.улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей

5.улучшение концентрации внимания

6.улучшение памяти

7.улучшение моторной координации.

  • Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию детей, активизируют деятельность не только обучающихся, но и преподавателей, стимулируют познавательный процесс. Музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы. «Музыкальные дети» выгодно отличаются от своих сверстников: у них более развиты процессы восприятия, памяти; речевые, орфографические и вычислительные навыки; такие дети более дисциплинированны и эмоциональны. Мыслительные процессы «музыкальных» людей отличают более высокая скорость мышления и полифоничность — способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации.

В музыкальном воспитании одной из наиболее важных задач является развитие речи ребенка.

Музыка – это прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В младшем возрасте педагог сам рассказывает об услышанном, а в старшем возрасте сам рассказывает об услышанном, о содержании музыки, о ее характере. Более старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или истории из жизни связанные с тем или иным музыкальным произведениям. Тем самым у ребенка обогащается словарный запас, связная речь (т.е. не просто отдельными словами, а предложениями ).

Слушание музыки — это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь.

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских садах, и в логопедических. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических

процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, — а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое).

Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются.

В музыкальном воспитании есть еще один раздел, где речи ребенка является одним из самых важных факторов – это театральная деятельность. Здесь ребенок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребенка здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на правильную речь.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые

изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.

Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Используемая литература:

1.Н.Г. Кононова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников;

2.О.С. Боромыкова. Коррекция речи и движения с музыкальным

сопровождением;

3.Г.А.Волкова. Логопедическая ритмика;

4.М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей;

5.Н.А. Ветлугина. Художественное творчество в детском саду.

6.Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. Наглядные средства в музыкальном

воспитании дошкольников.

242
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!