Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика – это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Цели фонетической ритмики в работе логопеда:

— соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

— способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

— развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмикенаправлены на:

— нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

— формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

— правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

— воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

— восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

— умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Фонетическая ритмика используется:

— с неговорящими детьми;

— со слабослышащими детьми;

— при дислалии, дизартрии, заикании, при нарушениях голоса;

— при нормальном речевом развитии детей.

Занятия с использованием фонетической ритмики включают в себя: рабо­ту над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков.

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем-логопедом несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение.

Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий –фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-логопед, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

— ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

— уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

— видеть и уметь исправлять характер движений у детей;

— стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и детей;

— слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

— пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь учителя-логопеда должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивностьфиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений времяфиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):

1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л.

2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п.начинаются движения для звуков и, к, л.

3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п.для звука р.

В игровой форме ребёнку предлагают различные виды упражнений с одновременным проговариванием фонем, слов. Освоение упражнений фонетической ритмики начинается с изолированного произношения гласных звуков, затем согласных звуков, далее объединяются между собой в звуковые цепочки из двух, трех звуков. По мере овладения этим навыком, целесообразно проводит звуковой анализ этих цепочек, задавая детям вопросы: Сколько звуков произнесли? Какой первый? Второй? Затем упражнения фонетической ритмики вводятся в обратные, прямые слоги, также предлагаются слова, которые начинаются с гласных звуков. Дети по показу сопряженно произносят слова, одновременно показывают первый гласный звук. После чего учитель-логопед просит назвать звук, с которого начинается слово. Выполняя эти упражнения, дети испытывают положительные эмоции, что способствует более прочному овладению знаний.

Например: Гласный звук [О].

Вариант 1.

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный (о-о-о…), они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.

Вариант 2.

По команде педагога: «Спрятались!» дети принимают исходное положение (По команде: «Встали и удивились!» они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный (о-о-о…), одновременно поднимая руки через стороны и соединяя их в кольцо над головой.

Аналогичная работа проводится с согласными звуками, далее с текстом.

Например: Согласный звук [М].

Вариант 1.

Произнося звук (м-м-м...), дети мягком, плавным движением сверху
вниз проводят ладонью то по правой, то по левой щеке («мычат»,
ощущая вибрацию щек).

Вариант 2.

Произнося звук (м-м-м...), дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат»), затем слегка отводят их в стороны.

Таким образом, фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует: — повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма; улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей);

— развитию мелкой моторики, улучшению координации;

— развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения;

— является одним из нетрадиционных и эффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений.

101
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!