Народная песня в творчестве мордовских композиторов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад комбинированного вида №1» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Музыкальный руководитель: Масейкина Оксана Петровна, Масейкин Виталий Анатольевич

Народная песня в творчестве мордовских композиторов

Устное народное творчество и профессиональное музыкальное искусство являются неразрывными частями общей музыкальной культуры. Передовые музыканты всегда чувствовали эту нерасторжимую связь и сознательно или интуитивно укрепляли её в своем творчестве, поэтому их творения становились понятными широким многонациональным народным массам. Связь с народным творчеством обеспечивает композитору реалистическую направленность его деятельности, что позволяет ему быть выразителем чаяний и надежд народа.

Мордовская профессиональная музыка начинала своё развитие параллельно со становлением целенаправленного, систематического собирания и изучения традиционного народного музыкального искусства. Первым мордовским композиторам приходилось быть одновременно и собирателями и исследователями народной музыкальной культуры. Неудачи в одном из звеньев этой многогранной работы непременно сказывались на композиторском творчестве, исполнительстве. Вопросы развития мордовской профессиональной музыки и по сей день остаются неразрывно связанными с проблемой изучения всего жанрового и стилевого разнообразия музыкального фольклора народа.

Мордовские композиторы учились на произведениях великих русских композиторов, которые дали высокие образцы претворения русского и инонационального мелоса в профессиональном творчестве. Их искусство стало отличной школой для деятелей молодой мордовской профессиональной культуры. Композиторы Мордовии унаследовали от русских композиторов – классиков отношение к народному творчеству как к искусству высокого эстетического идеала, искусству глубоко самобытному, разносторонне отражающему действительность.

Мордовская народная песня – явление самобытное, высокохудожественное, заслуживающее пристального внимания. В ней отражены природа Мордовии, прошлое и настоящее народа, его быт и психический склад.

Характеризуя начальный период развития музыкальной мордовской фольклористики со второй половины 18 века до 80-х годов 19 века, необходимо отметить, что интерес к мордовской народной песне носил побочный характер, так как этнографические и лингвистические задачи преобладали над искусствоведческими. Не найдено ни одной публикации мелодий песен, относящейся к этому времени.

С 80-х годов 19 века в истории мордовской музыкальной фольклористики начинается новый период развития, ознаменовавшийся появлением работ чисто фольклорного характера, появлением песенных сборников.

В начале 20 века можно встретить первые крупные труды о мордовской песне, принадлежащими выдающимся русским ученым. Так, в 1910 году вышел «Мордовский этнографический сборник» академика А. А. Шахматова.

В области собирания и изучения народно-поэтического творчества мордвы огромны заслуги первого национального ученого М. Е. Евсевьева (1864-1931). Наиболее крупной его работой в этой области является «Мордовская свадьба» (Москва, 1961.).

Мордовская профессиональная музыкальная культура начала развиваться в 1930-е гг. Её зачинатель — композитор Л. П. Кирюков, автор музыкальной драмы «Литова» (1943, 2-я редакция 1959), опер «Несмеян и Ламзурь» (1944), «Нормальня» (1962), записей и обработок народных песен, а также оригинальных песен, хоров, инструментальных пьес. Многочисленные произведения для оркестра русских народных инструментов — «Мордовскую рапсодию», «Марш на мордовские темы», 2 концерта для балалайки с оркестром народных инструментов, увертюру «1917 год» написал Л. И. Воинов (первый исполнитель своих сочинений на балалайке). Получили известность симфонии, фортепианный концерт, симфонические увертюры, песни Г. Г. Вдовина, струнный квартет, оратория, театр, музыка, песни, инструментальные пьесы Г. И. Сураева-Королёва. Вклад в развитие национальной музыкальной культуры внёс Театр оперы и балета в Саранске (1937—48); в 1959 артисты оперы вошли в состав музыкального-драматического театра, с 1969 — Театр музыкальной комедии. В его репертуаре — произведения советской и зарубежной опереточной классики, оперетты современных советских композиторов. В 1971 труппа пополнилась выпускниками Саратовского хореографического училища. В республике имеются (1974): Ансамбль песни и танца «Умарина» (1939), Музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова (1932), Дом народного творчества (1945), при котором организован народный ансамбль песни и танца «Келу» (1963), 29 детских музыкальных школ, Объединение композиторов Мордовской АССР (с 1955). Функционируют многочисленные самодеятельные хоровые коллективы, которые продолжают народные традиции многоголосного пения без сопровождения, обогащают народный мелос интонациями и ритмами современности. Среди деятелей музыкального искусства (1974): певцы — народная артистка РСФСР Р. М. Беспалова, заслуженная артистка РСФСР М. Н. Антонова, Д. Е. Еремеев, народные артисты Мордовской АССР В. С. Кнушкин, Е. А. Охотина, заслуженные артисты Мордовской АССР П. В. Гордеев, Р. И. Князькина, Л. И. Лимонникова, В. П. Яковлев; дирижёр — заслуженный деятель искусств РСФСР П. П. Емец. Большой известностью пользовался певец заслуженный артист РСФСР И. М. Яушев.

В Мордовии с началом становления профессиональной музыки появился Союз композиторов. Он был создан 26 февраля 1982 года. Этому событию предшествовал длительный период развития национальной музыкальной культуры. Традиции профессиональной музыки Мордовии связаны с именами ее основоположников Л.Н. Кирюкова и Л.И. Воинова. В 1955 году в республиканском Доме народного творчества было создано Объединение композиторов Мордовии, которое возглавлял сначала Л.Н. Кирюков, затем Г.И. Сураев-Королев. Позже композиторы и музыковеды Мордовии влились в состав Верхне-Волжской композиторской организации, ставшей колыбелью республиканской организации Союза композиторов. Среди первых ее членов — композиторы и музыковеды Н.И. Бояркин, Г.Г. Вдовин, А.И. Макарова, Н.М. Ситникова, Г.И. Сураев-Королев. На первом съезде 1982 года в Союз были приняты Н.В. Кошелева и Н.Н. Митин. Первым председателем СК Мордовии был избран Г.Г. Вдовин. За годы его работы (1982-1997) в состав организации вступили композиторы: Е.В. Кузина, Г.Г. Сураев-Королев, С.Я. Терханов, М.Н. Фомин. В 1997-2002 Председателем Правления СК республики являлся Н.Н. Митин. В последние годы ХХ века Союз принял в свои ряды Д.В. Буянова, Е.В. Уварову, И.А. Галкину. С 2002 года Союз композиторов Республики Мордовия возглавляет народная артистка РМ, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ, лауреат премии Главы РМ, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нина Васильевна Кошелева.

Как главу Союза композиторов, творчество Нины Кошелевой мне хотелось бы выделить отдельно. Её творчество самобытное и национально яркое. Мордовия, её природа, люди родной земли и их судьбы — центральные темы творчества композитора. Кошелева — лирик по природе, ей свойственны теплота и сердечность высказывания. Музыкальный язык композитора прочно связан с традиционной песенной культурой мордвы. Герой Социалистического Труда, композитор Н.Г. Жиганов писал: «Всё, что пишет Нина Кошелева глубоко связано с её народом». В обширном списке сочинений композитора — произведения разных жанров, но особое предпочтение она отдает музыке со словом. Кошелева обращается к мокшанской и русскоязычной поэзии Мордовии; в содружестве с поэтами И.Девиным, А.Дорониным, А.Ежовым, С.Кинякиным, М.Моисеевым, В.Нестеровым, Ю.Сухоруковым, М.Уездиным, П.Черняевым и многими другими, автором создано много песен, получивших подлинное народное признание. Кошелева — один из самых любимых и популярных в Мордовии композиторов. В песнях Кошелевой органично соединяются лучшие традиции советской массовой песни и поздних образцов мордовского музыкального фольклора.Многие вокальные и хоровые сочинения написаны на народные тексты (циклы «Мокшанских песен», «Народный триптих», кантата «Мордовские песни»...) Она одна из первых обратилась в хоровой музыке к духовным текстам на мокшанском языке. Многие песни Кошелевой отмечены премиями и дипломами российских конкурсов: Премии МВД России (1995), Диплом III степени в г. Горьком (1990) на Всесоюзном смотре хоровых коллективов, Диплом I степени на фестивале «Рождественские каникулы» в Москве. Кошелева — автор Государственного гимна Республики Мордовия («Шумбрат, МордовияI!») на слова С.Кинякина. Она плодотворно сотрудничает с театрами Мордовии. Кошелева — автор балета «Алена Арзамасская», театрального действа народные музыкальные картины «Мордовская свадьба», музыкальной сказки «Серебряное озеро», музыки к спектаклям. Одно из важнейших направлений творчества — создание детской музыки (более 30 хоров, песен, фортепианные миниатюры). В 90-е годы были изданы авторские сборники вокальных («Услышь мою песню» 1994 г.) и фортепианных произведений («Лесная сказка» 1999 г.), записаны аудиокассеты и компакт диски. Музыку Кошелевой хорошо знают и в Мордовии и за её пределами. Сочинения композитора звучали в Москве, Санкт-Петербурге, многих других городах России, а также за рубежом (Финляндия, Венгрия, Латвия, Эстония). Интенсивную творческую работу Кошелева сочетает с активной общественной деятельностью. Ведущая цикла телепередач, автор выступлений в прессе по вопросам развития музыкальной культуры, композитор и педагог ведет важную пропагандистскую и воспитательную работу. Кошелева входит в руководящий состав таких общественных организаций как Конгресс интеллигенции Республики Мордовия, Совет Возрождения мордовского народа. С 1997-2002 Кошелева — заместитель Председателя, а в 2002 избрана Председателем Правления Союза композиторов Республики Мордовия.

Обращение композиторов к народному музыкальному творчеству уже сейчас играет и в дальнейшем должно будет сыграть еще большую роль в борьбе за создание высокоидейных музыкальных произведений, законченных по мастерству, достойных великого нашего народа. Глубоко, всесторонне и любовно изучая нашу народную песню, слагавшуюся и совершенствовавшуюся в течении веков, опираясь на ее сокровища в практике творчества,- советские композиторы не должны забывать о том, что со времени Великой Октябрьской революции народ создал множество новых и прекрасных песен.

Литература

1. Сураев-Королёв Г. И., Многоголосие и ладовое строение морд. нар. песни, в кн.: Труды [н.-и. ин-та Морд. АССР], в. 26, Саранск, 1964; [Бояркин Н. И.), Муз. иск-во, в кн.: Мордва, Саранск, 1981; его же, Морд. нар. нуэ. нск-во, Саранск, 1983; его же. Становление морд. проф. музыки. Саранск, 1986; Памятники морд. нар. муз. иск-ва, т. 1, Саранск, 1981.

2. Мордовское народное музыкальное искусство. — Саранск, 1983; Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). — Саранск, 1986;

3. Шибаков Н. Леонид Воинов — композитор и дирижёр.— Саранск, 1967.

4. Народные певцы и композиторы Мордовии. — Саранск, 1975; Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). — Саранск, 1986

5. Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории. — Саранск, 2001; 6.  

375
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!