Физкультурно-спортивные мероприятия как форма патриотического воспитания дошкольников.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования перед педагогами ставятся цели по патриотическому воспитанию детей.
Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», и в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (с 2000 по 2025 г.г).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ личности, высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, что очень важно в воспитании патриотизма.
Целью нравственно- патриотического воспитания дошкольников является воспитание морально-волевых качеств дошкольника, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности средствами физической культуры, а также физкультурно-спортивных мероприятий и развлечений.
Вся деятельность не будет иметь смысла без поддержки в семьях воспитанников. Участие родителей в физкультурно-спортивных мероприятиях обладает огромным потенциалом для активизации дошколят и способствует повышению заинтересованности в нравственно-патриотическом воспитании.
Такие мероприятия формируют потребность в физической культуре у всей семьи, развивают у детей активность, стремление к достижению успеха, выдержку и настойчивость, честность в отношениях со сверстниками, создают эмоциональный положительный настрой. Ведь важно то, что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Поэтому в детском саду традиционно проводятся спортивные праздники и соревнования с родителями, приурочивая их к важным событиям нашей страны: «День Защитника Отечества»; «День Победы» и т.д.
Акция – это так же социально значимое, комплексное мероприятие, действие для достижения какой-либо цели. Важным условием успеха акции является мотивация – осознанное отношение к делу и действиям. Акции дошкольников – это одна из эффективных форм работы, которая направлена на развитие нравственных и личностных качеств детей: «Георгиевская ленточка»; «Окна победы»; «Сад памяти» и т.д.
Основная цель проводимых в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата, способствующего расширению жизненного пространства участников педагогического процесса за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
Акция несет в себе и большой коррекционный потенциал. Она способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям — получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность. А так же совместные акции с родителями дошкольников решают основные задачи нравственно-патриотического воспитания: воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора, формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания, формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ. Все это ребенком лучше воспринимается, когда он видит, что близкие ему люди видят значимость этих мероприятий.
Одной из форм патриотического воспитания дошкольников через физкультурно-спортивные мероприятия является участие детей во всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГТО».
Центра тестирования ГТО предусматривает подготовку и мотивацию детей 6-7 лет к сдаче первой ступени норм ГТО. Комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
«Первые шаги к ГТО» позволяет максимально мотивировать и вовлекать детей и родителей в систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных, психологических и физических особенностей. Предлагаемые формы занятий физической культурой позволяют дошкольникам не только выполнить нормы комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствуют их личностному развитию и повышению уровня патриотического самосознания.
Детские конкурсы так же способствуют развитию патриотического воспитания дошкольников, чувство первенства, стремление к саморазвитию, воспитанию успешного ребенка в целом. Участвуя в конкурсах, ребенок учится работать, а поддержка со стороны семьи во время конкурса благотворно влияет на сплочение всех участников соревновательного процесса.
Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, помогают закалить характер и рассматриваются как спортивно — патриотическое воспитание.