Социальная адаптация младших школьников средствами народных игр.

Все это позволяет сформулировать противоречие: между необходимостью повышения качества и эффективности социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр и недостаточной обоснованностью психолого-педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

Исследователи, рассматривая проблему адаптации ребенка к школе, выделили уровни, механизмы и показатели адаптации. Школьная адаптация делится на:

1. Академическую адаптацию. Она характеризует степень соответствия поведения ученика нормам школьной жизни, то есть принимает ли ребенок требования учителя, владеет правилами поведения в классе.

2. Социальную адаптацию. Данный вид адаптации отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу. Например, в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.

3. Личностную адаптацию. Такая адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

Школа ставит перед собой цель во время адаптации учащихся. Это цель заключается в создании благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, при этом адаптируя его к своим требованиям.

«Школьная адаптация» — это взаимное приспособление образовательной системы к ученика, а ученика к требованиям системы. (Н.П. Капустин).

Самая важный и тяжелый период адаптации ребенка — адаптация в школе, в 1 классе. От того, как начнётся школьная жизнь ребенка, насколько он быстро ко всему привыкнет, будет зависеть процесс социализации и развития личности ребенка.

Чтобы адаптация была успешна, важна мотивация учения. В первом классе, она обеспечивается учителем и родителями. Определены следующие психолого-педагогические условия эффективности адаптации младших школьников в процессе обучения:

1. Изменение классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.

3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха.

4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе обучения.

5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

Если ребенок не адаптировался к школе, то дальнейший процесс его обучения будет ухудшать его здоровье, снизит мотивацию, заинтересованность. А, следовательно, личность не будет развиваться.

Поэтому, необходимо в процессе адаптации использовать как можно больше различных подходов, также важно, чтобы взаимоотношения в семье были благополучными, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.

Важным периодом для ребенка и его родителей является поступление в школу. Поступление же является стрессом для ученика. Младший школьник меняет условия детского сада на школьные условия. Это четкий режим дня, другой стиль общения, новое помещение и учителя, все это является стрессом для ребенка. Данные факторы вполне возможно вызовут у детей защитную реакцию, такую как: плач, отказ от еды в столовой. Учителя и родители должны понимать, что момент адаптации ребенка к школе очень ответственен, и если эта адаптация будет проходить тяжело, то возможны плохие последствия для здоровья ребенка в дальнейшем.

ФГОС обращает внимание на создание благоприятных психолого-педагогических условий, где главным является условия взаимодействия учителя и ученика. Если все условия будут соблюдены, то период адаптации к школе пройдет менее болезненно.

Играя, дети обращают внимание на конкретные детали. Допустим, раньше, при игре в школу, детям важно было поставить отметку, а в младшем школьном возрасте, дети стали обращать внимание на содержание урока.

Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, как условие и фактор развития. Необходимо выделить два вида активности:

— активность объекта (процесс социальной адаптации);

— активность субъекта (психическое качество человека, активное осознание личностью себя, своего Я – самосознание, самоанализ, самооценка).

Народная игра — это самостоятельный вид деятельности, который свойственен народностям и регионам.

Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются искренняя любовь народа к веселью, движениям.

Народная игра стимулирует процесс познания окружающего мира, мыслительные действия, поддерживает творчество детей. Игра выступает как способ творческой самореализации личности ребенка в различных видах игровой деятельности и общения, которые направлены на освоение, создание и передачу этнонациональных ценностей и технологий к их адаптации.

Таким образом, в процессе игры ребенок может выразить свою индивидуальность, признать свою неповторимость в коллективе.

86
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!