«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Выступила: Гаврилова Е.Е… – воспитатель МБДОУ Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. с сообщением на межрегиональной научно-практической конференции «Роль семьи и образовательных организаций в сохранении родного языка и культуры мордовского народа» |
г. Саранск 2017 г.
«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада» (из опыта работы)
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности:
— Это воспитание патриотических чувств, уважения к народным традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.
— Это возникновение у детей желания: знакомиться с народным творчеством (песни, танцы, хороводы, игры, сказки), с народным костюмом; играть на народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы и др.).
— Это развивать умение выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя, инсценировать прибаутки, потешки, дразнилки, колыбельные песни, сказки.
Поликультурное воспитание детей в условиях современного ДОУ осуществляется в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.)
- Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства)
- Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:
Создание атмосферы национального быта – неотъемлемая часть поликультурного воспитания
Известно, что с раннего дошкольного возраста окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского, мордовского или татарского народа.
Этого мы достигаем через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского, мордовского, татарского народного быта.
Для этого мы оборудуем в группе мини – музей, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.
Традиционные и обрядовые праздники, как средство поликультурного воспитания
— Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, преобразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
— Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными» (Осенний праздник-Праздник «Урожая», Пасха, Троица, Сабантуй, Масленница и мн. другие.)
В нашей группе раздники: «Осень к нам пришла», «Праздник мам», «В гостях у деда Мороза»
Народное искусство, как поликультурное образование
— Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в них отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей…
— Рассматривая народное искусство, как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.
— Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.
— Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.
В детском саду были проведены выставки-конкурсы совместных творческих работ детей и родителей: «Осенние фантазии», «Креативная елка», «Бабань парь»
Народные подвижные игры – средство поликультурного воспитания.
Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, народа живущего рядом, к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей
Народные танцы- средство поликультурного воспитания.
Одним из эффективных путей и средств формирования личности, толерантной, уважающей других народов, является ознакомление ребенка с традициями, обычаями, этикетом, танцами разных народов. Танцевальное искусство, связанное с историей народа, близко и понятно ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением с развитой культурой межнационального общения.
Народный фольклор как средство поликультурного воспитания.
— В песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Начиная с самого рождения дети сталкиваются с народным фольклором — с колыбельных песен матерей, затем мы просто «не расстаемся» с пестушками, потешками, используем в образовательной и игровой деятельности частушки.
— В устном народном творчестве как нигде отразились черты разнообразного национального характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. (Мы читаем с детьми произведения мордовских писателей, ставим инсценировки мордовских, татарских и русских национальных сказок).
— Лучшие черты характера ребенка закладываются в младшем дошкольном возрасте через соприкосновении с миром национальных сказок.
Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит — мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с нами.