Роль театрализованной деятельности в воспитании патриотизма
Роль театрализованной деятельности
в воспитании патриотизма
МАДОУ «Детский сад 82 комбинированного вида» г.о.Саранск
Воспитатель: Лямзина Н.П.
Дошкольное детство – особый период в формировании развития личности. Дети дошкольного возраста много играют, через игру познают норму поведения в обществе.
Игра – важнейший путь к изучению мира. Играя, ребёнок познаёт тонкую линию доступности, восприимчивости своих границ. Свои знания всегда стимулируют к развитию самого себя. Поэтому игра — важнейший компонент в воспитании самого себя. Игра имеет особую важность в кардинальном воспитании детей.
Средством направленного воспитания избрана театрализованная деятельность, а именно, её составляющая — сказки, фольклор, игры — драматизации, режиссёрские игры и др.
Театрализованные игры – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр у детей расширяются знания об окружающем мире.
Создаются предпосылки для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения.
Активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Развивается моторика, ориентировка в пространстве с одного вида деятельности на другое.
Развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения.
Создаются предпосылки для развития творческой активности и самостоятельности.
Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путём нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста; игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.
На пятом году жизни резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтуют. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения этой проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети идут смотреть театрализованные представления, а потом очень возбужденно обсуждают увиденное. Куда делись ссоры, споры? Во время беседы дети имитируют голос и повадки героя, который понравился. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей театрализованной деятельностью. Видеть их улыбки, слышать их смех и чувствовать, что это в какой-то степени зависит от меня! Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.
Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и патриотического воспитания детей я использую в своей работе наиболее популярные из них. Например: сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает — в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших — это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка»,), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. В театральных играх осуществляется один из принципов личностно-ориентированной педагогики – принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия. Именно в театрализованных играх ребёнок получает определённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и действует.
Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К.Д. Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах, сусеках – «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму – дед наловил рыбы целые сани – «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».) Для развития связной речи и для того, чтобы показать богатство, красоту родного языка при подготовке спектаклей используется такой приём, как пересказывание стихотворного текста своими словами. Ещё не запомнив стихотворный текст, дети обыгрывают действия, передавая основной смысл своими словами. И на практике убеждаются, что об одном и том же можно сказать разными словами. Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.
В играх-драматизациях дети знакомятся с повадками диких и домашних животных и с теми представлениями о животных, которые бытуют в народе (волк – серый разбойник, медведь – батюшка, заяц – хвастун и трусишка, козёл – глупец и т. д.)
Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации проводим по любым сказкам, используя различные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной.
Большую роль в воспитании патриотических чувств детей посредством театрализованной деятельности играет работа с родителями. Проведение консультаций, мастер – классов, совместных работ по изготовлению атрибутов для театра – это значимый вклад родителей в становление личности ребёнка. Совместно с детьми родители изготавливают маски сказочных героев из подручных материалов, из старых мягких игрушек получаются забавные куклы на руку.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций.