Проект «Россия – Родина моя!»
Актуальность темы:Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Тип проекта:коллективный, информационно – творческий.
Длительность работы над проектом –3 месяца.
Участники проекта:дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны — России;
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Этапы работы над проектом:
I.Подготовительный этап-постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
-пополнение предметно-развивающей среды;
— подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
— подборка детской литературы по тематике проекта;
-выбор материалов для реализации проекта.
II. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
1.Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
Тема 1.«Мое Отечество- Россия»
Программное содержание: Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны с показом презентации «Россия-Родина моя ». Методическая литература: Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.
Тема 2.«Мы все – жители планеты Земля»
Программное содержание: формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.Методическая литература: Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
Тема 3.«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»
Программное содержание: Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.Методическая литература: Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
2.Речевое развитие:
Тема 1.Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина».
Программное содержание: помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. Методическая литература: Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.
3.Художественно-зстетическое развитие детей:
• Рисование на темы:
Тема1.«Дадим шар земной детям».
Программное содержание: Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Закреплять технику рисования красками (смешивание красок, правильный подбор в соответствии с фоном), правильное распределение предметов на плоскости листа с соблюдением пропорций предметов.
Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства (изобразительному, музыкальному, литературному), художественный вкус, чувство уважения к детям мира; средствами искусства закреплять эстетическое восприятие, стремление передавать свои знания в разных видах деятельности.
Методическая литература: Комарова Т.С.Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
Тема2. «Российский флаг»
Программное содержание: Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символичном значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
Методическая литература: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
Аппликация на темы:Тема1. «Дружба народов»Программное содержание: учить детей вырезать фигуру человека: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа человека.Развивать внимание, чувство формы.
Методическая литература: Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.
4. Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
«Узнай наш флаг»
«Узнай, где я нахожусь?»
«Кто в какой стране живет?»
«Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»)
«Собери герб»
• Подвижные игры:
«Найди свое дерево».
«Раз, два, три – к берёзке беги»
Хороводные игры:
«Мы веселые ребята…»
5. Беседы с детьми на темы:
1.«Москва –столица нашей родины»
Цель: закрепить знания детей о Москве ( символика, местоположение на карте, достопримечательности), воспитывать любовь к столице России, закрепить знания об историческом прошлом столицы (история Кремля).
2.«Береза – символ России»
Цель: рассказать детям почему березу называют белоствольной, почему она является символом нашей страны, продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
3.«Народные традиции. Хлебосольство»
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб- это итог большой работы многих люде; воспитывать интерес к народным традициям.
4.«Как велика моя земля, как широки ее просторы»Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее природе, познакомить с географической картой, учить «читать» ее, дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их, воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
6. Показ презентаций:
«Россия – Родина моя»
Цель: закрепить знания о нашей великой стране, о ее городах, природных объектах, богатствах, воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе родного края.
«Русская матрешка»
Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с происхождением и созданием матрешки.
«Город чудный – город древний»
Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
«Станица моя — Тбилисская»
Цель: закрепить знания детей о своем родном городе, о его достопримечательностях, строениях, воспитывать любовь к столице нашей Родины.
8. Чтение художественной литературы:
Ф. Глинка «Москва»
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
И. Токмакова «Красная площадь»
З. Александрова «Дозор»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».
В.Брюсов «Москва»
А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»
Н.Рубцов «Привет, Россия!»
Поговорки и пословицы о России
9.Участие родителей в реализации проекта:
участие в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя» участие в выставке рисунков«Белая береза- символ России», используя различные техники рисования.
III. Заключительный (обобщающий) этап
Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Используемая литература:
1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
2.Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
4.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
5.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
7.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
8.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
9.Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
10.Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
11.Интернет ресурсы (презентации).
Приложение 1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим.
Конспект познавательного занятия «Моя Родина Россия!»
Задачи:
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.
Познакомить с символами государства российского(флаг, герб, гимн, столица Москва, населениеРоссии и президент).
Наглядный материал:карта мира, цветные карандаши, флаг России(макет на каждого ребенка, герб России, муз. запись гимна России, иллюстрации достопримечательных мест Москвы, ручки, сюжетные картинки (король, султан, королева, президент, песня О. Газмнова «Москва»)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, Россия(показывает карту России).Посмотрите на карту. Так наша страна изображается на географических картах. Одна из самых больших стран-наша Россия.
Это наша Родина, в которой вы родились и живете. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Вывод: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия».
Подберите слова к слову «родная», близкие по значению (синонимы,
(Родная, близкая, отеческая, кровная, своя).
Подберите слова, противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина»(Чужбина, чужая земля, чужая страна).
Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните:
«Родина любимая-мать родная»
Как вы понимаете смысл фразы?
«Человек без Родины- что соловей без песни».
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Нет ничего на свете кроме, чем Родина наша».
(Ребята повторяют пословицы, которые запомнили).
Символы России.
В детском саду есть заведующая, в школе — директор, у папы и мамы на работе — начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководил ею. В одних странах — это король, в других- королева, а в третьих- султан. Но в большинстве стран главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как его зовут?
Посмотрите на сюжетные картинки и скажите, где тут король, царь, султан, президент.
Впишите недостающие буквы под их изображением.
Флаг России.
У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (Ответы детей).
Объяснение воспитателем:
Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.
«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег.
И на флаге появилась белоснежная полоска.
В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Вот какой он наш российский флаг: три полосы — белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».
Раскрасьте полоски и получите Российский флаг.
Герб России.
Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.
Однажды на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц — орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двуглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец (рассказ легенды о Георгии Победоносце).
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей).
Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.
Гимн России.
Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (когда героям вручают награды, когда спортсмены медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.
(Прослушать гимн России).
Москва-столица России.
Стихотворение:
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава-
Столица наша, славная Москва.
В каждой стране главный город, который называют столицей. В столице живет
Президент. Столица России — город Москва(ответы детей).
На этом рисунке мы видим главную площадь Москвы- Красную площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады, праздники, концерты. Красная площадь очень древняя и красивая. Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня- это достопримечательности Москвы.
В России живут 170 разных народов. Послушайте стихотворение:
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И калмык, и осетин
И тувинец, и бурят-
Все они дружить хотят!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие «Моя Родина- Россия»,
мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине, которые
необходимы будущим первоклассникам.
(Звучит песня О. Газманова «Москва»).
Конспект познавательного занятия «Мы все — жители планеты Земля»
Цель:закрепить у детей представление о жизни людей на Земле, представление о наличии разных стран на планете. Закрепить представление о природных ископаемых Земли (уголь, песок, глина, золото, мел и т.д.).
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. Развивать познавательный интерес.
Демонстрационный материал:глобус, уголь, глина, песок, мел, соль, золото.
Раздаточный материал: тетради, цветные, карандаши, изображение флагов разных стран.
Словарь:глобус, полезные ископаемые.
Предшествующая работа.Рассматривание полезных ископаемых: уголь, песок, глина, мел, соль, золото; глобуса. Беседа о странах.
Ход занятия:
Загадка: На ноге стоит одной
Крутит-вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус)
Педагог показывает глобус.
-Что такое глобус? Какую форму имеет? Какого цвета больше всего?
-Что обозначает голубой цвет? (вода) А зелёный?(леса) и т.д. На нашей планете есть высокие горы, реки, глубокие озёра, густые леса, бескрайние степи. Ещё на глобусе мы можем увидеть все страны. А какие страны вы знаете? Назовите, в какой стране мы живём? (Россия). В каждой стране есть главный город (столица). Назовите столицу России (Москва). Во Франции — Париж, в Англии -Лондон и т.д.
Посмотрите на Российский флаг (детям показывается флаг), сколько полос на нём?(3).Подскажите, что обозначает красная, синяя и белая полоски? (белый цвет-берёза, синий -неба цвет, красная полоска — солнечный расцвет). В каждой стране люди разговаривают на своём языке. На каком языке мы разговариваем? А в Италии — на …, в Англии на …, в Польше-…, в Германии на-… Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран — надо учить их язык
Вспомните и скажите, чем похожи люди на нашей планете? (говорят, думают, строение тела.), а чем отличаются?(цвет кожи, рост, разрез глаз).
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лищь одна.
Ребята, наша планета очень щедра и богата. Сейчас поговорим о подземных полезных ископаемых. Почему их так называют?(ответы детей).
Верно, подземные богатства залегают глубоко под землёй, приходится рыть глубокие котлованы, а работа в шахтах очень опасна. Какие полезные ископаемые вам известны, и для каких целей их используют?
Игра «Подземные богатства».
Дети становятся в круг. Педагог поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, называет слово. Дети должны определить, является ли названный предмет полезным ископаемым.
Красива и удивительна наша Земля. Сколько живёт человек, он всегда любуется её красотами и постигает её тайны. Земля — наш общий дом для всех. У нас над головой общая крыша — голубое небо. Под ногами общий пол — земная поверхность, и светильник-солнце.
Детям предлагается нарисовать в тетрадях нашу планету.
Конспект занятия «9 Мая — День Победы»
Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Закрепить знания детей о том, что 9 Мая — День Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Словарная работа: Великая Отечественная война, кавалеристы, битва, орудие
Материалы: иллюстрации из книг о войне, репродукция картины «Битва за Москву», звукозапись с шумом боя, Рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все», звукозапись песни «Синий платочек», синие платочки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг, прослушивание звукозаписей о Великой Отечественной войне", экскурсия в Историко-художественный музей, экскурсия на бульвар Ветеранов.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята, 9 Мая весь наш народ будет отмечать День Победы. В этот день много лет назад народ победил очень сильного врага — фашисткую Германию. Это была очень страшная война. Фашисты дошли почти до самой Москвы. Они разоряли нашу страну, забирали в плен мужчин, женщин, детей. на борьбу с ними поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии. но и простые люди. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Война длилась 4 года. Она называлась Великая Отечественная, потому, что вся страна от мала до велика с поднялась на борьбу с врагом за родное Отечество.
Запись шума боя.
— Что вы услышали?
Ответы детей: взрывы бомб, свист пуль, грохот орудий. Так началась война 22 июня в 4 часа утра.
Звучит запись песни «Священная война»
Воспитатель: Многим героя стоят памятники по всей стране. Какие памятники героям есть в нашем городе Мытищи. (показывает фото)
Ответы детей:Вечный огонь, памятник героям-мытищинцам в городском парке, бульвар ветеранов.
Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением Могилы Неизвестного солдата.
Воспитатель:Вы узнали этот памятник?
Ответы детей:Могила Неизвестного солдата.
Воспитатель:Рядом с Красной площадью, в Александроском саду, у Кремлёвской стены и днём, и ночью горит огонь. Вечный огонь зажигают у памятников погибшим защитникам Родины, чтобы все помнили об их подвиге.
Этот памятник называется Могила Неизвестного солдата. Никто не знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают, что он храбро сражался, помнят, за что погиб Неизвестный солдат. А убили его враги в одном из боёв за нашу столицу. Давайте, ребята, минутой молчания отдадим дань памяти, тем, кто погиб защищая мир на земле.
Чтение отрывка из рассказа Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все „
Ребята, назовите столицу нашей страны (ответы детей).
— Уже близко к Москве подошли тогда фашисты. Уже слышно было в городе, как бьют фашистские пушки. Но стойко и бесстрашно защищали Москву наши войска. Да и все жители столицы готовы были встретить врага боем насмерть и не пустить фашистов в Москву. Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций. Геройски сражались защитники. Остановили они фашистов возле города, а потом погнали прочь от него. Так поступили 28 героев. которыми руководил генерал Иван Васильевич Панфилов. Его дивизия героически обороняла подступы к Москве во время Московской битвы. Сражались 4 часа, подбили 18 вражеских танков, все воины, и, в том числе Панфилов, погибли в бою, но фашистов к Москве не поподпустили. Этих героев называют герои-панфиловцы.
Воспитатель показывает картину “Битва за Москву»
— Ребята, посмотрите на эту картину. Она называется «Битва за Москву». На ней изображена стремительная атака наших кавалеристов. За мужество москвичей городу Москве присвоили звание город-герой.
Проводится физкульминутка (дети выполняют движения под песню О.Газманова «Москва»)
— Какие города-герои вы ещё знаете?
Ответы детей: Ленинград, Севастополь, Одесса, Керчь и др).
Воспитатель:Русский народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою, он излагает стихи, песни песни, о войне, в честь героев Великой Отечественной войны называют улицы городов. И в нашем городе есть улицы, названные в честь Александра Матросова, Веры Волошиной, дважды героя Советского Союза, генерала Армии Афанасия Павлантьевича Белобородова. Об их подвигах я расскажу вам на следующих занятиях.
У некоторых из вас может быть есть родственники, которые тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Не забудьте поздравить их с праздником Победы. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о трудной Победе.
Дети танцуют вальс под песню К.И. Шульженко «Синий платочек». (музыка Е.Петербурский, слова Е. Максимова)
Приложение 2. Речевое развитие.
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
(с использованием пиктограмм).
Программные задачи:
Учить заучивать стихотворения, опираясь на составленные самостоятельно символы – подсказки, развивать память, образное мышление.
Методы и приёмы: беседа, художественное слово, дидактические игры, практическая деятельность, поощрение, педагогическая оценка.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин русских художников о нашей стране и её природе, чтение стихов о Родине, выборочное заучивание по выбору детей – М. И. Исаковский «Поезжай за моря – океаны», А. Прокофьев «Родина».
Словарная работа: существительные – Родина, Россия, Матушка – Русь, Отечество, Отчизна, россияне.
Глаголы – беречь, хранить, защищать, сохранять, работать, трудиться, жить, строить, перестраивать, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные – огромная, прекрасная, святая, родная, отчий, любимая, необъятная, бескрайняя, могучая, богатая, красивая, хорошие, смелые, трудолюбивые, добрые, весёлые, замечательные (люди).
Оборудование:
сюжетные картинки на тему «Наша Родина», лесенка с Гномиком, примеры пиктограмм с прошлых занятий, простые карандаши, альбомные листы бумаги на каждогоребёнка.
Ходзанятия:
1. Оргмомент — беседа о Родине:
Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина.
Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите её имя. Наша страна – Родина, матушка – Русь, Отчизна, Россия. А мы, живущие в России – россияне.
Подумайте и скажите, какие наши действия, какие дела необходимы нашей Родине? – упражнение в активизации глагольного словаря.
2. Закрепление раннее пройденного материала:
Д\игра «Поможем Гномику» цель – упражнение в подборе слов – признаков.
Наша Родина какая?
Любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, могучая,
бескрайняя, богатая, красивая, большая, просторная, безграничная, замечательная, милая.
(на каждое слово дети поднимают Гномика на ступеньку выше)
Д\игра «Собери семейку слов» — пальчиковая гимнастика.
Родина – родной, родители, родственники, род.
Отечество – Отчизна, Отчий дом, отец.
3. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения.
Сегодня мы будем учиться запоминать стихотворение о Родине, которое написала З. Александрова, с помощью рисунков – пиктограмм. (Эта работа ранее проводилась с детьми)
Детям даётся установка – по ходу чтения стихотворения представлять образы, которые можно изобразить в рисунке.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова
4. Беседа по содержанию прочитанного.
О чём это стихотворение?
Кто как себе представляет слово «родина»? Что встаёт в памяти?
Какие картинки – образы можно нарисовать, чтобы лучше запомнить стихотворение З. Александровой?
5. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
6. Динамическая пауза «Береза»
Береза моя, березонька.
Береза моя белая (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Береза моя кудрявая (В обратную сторону)
Стоишь ты, березонька (Встали, подняв руки вверх)
Посередь долинушки (Опустили руки)
На тебе березонька (Подняли руки вверх)
Листья зеленые (Опустили руки)
Под тобой березонька (Присели)
Трава шелковая (Встали, руки вверх).
6. Третье чтение стихотворения, по ходу которого дети рисуют пиктограммы.
7. Рассказывание стихотворения детьми с использованием пиктограмм.
8. Итог занятия, педагогическая оценка, поощрение.
Что вам понравилось?
Какие задания показались вам интересными?
Какое задание было самым трудным?
Приложение 3. Художественно-эстетическое воспитание
Конспект занятия рисованием «Дадим шар земной детям»
Программное содержание:
Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Закреплять технику рисования красками (смешивание красок, правильный подбор в соответствии с фоном), правильное распределение предметов на плоскости листа с соблюдением пропорций предметов.
Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства (изобразительному, музыкальному, литературному), художественный вкус, чувство уважения к детям мира; средствами искусства закреплять эстетическое восприятие, стремление передавать свои знания в разных видах деятельности.
Речевая задача: закреплять речевые навыки, умение свободно включаться в беседу, рассказывать о выполненной работе с использованием сравнений, литературного материала.
Материал: оборудование по рисованию красками и аппликации; игрушки по количеству детей; литературный материал.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Под музыку песни «Дадим шар земной детям» дети входят в зал. Они нарядно одеты в костюмы разных народов, у них в руках игрушки.
Воспитатель. Веселый первомайский праздник Весны и труда собрал сегодня всех людей земного шара, всех детей мира. С разных уголков прибыли к нам гости — из Китая и Украины, Болгарии и Индии. Мы уже много знаем о жизни детей России и детей других стран мира, нашей огромной планеты.
Ребенок.
Все дети на большой планете
Должны всегда дружить,
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить.
Ребенок.
Я, ты, он, она -
Вместе — целая семья
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных.
2. Сюрпризный момент(приход почтальона, разгадывание секретов).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Кто стучится в дверь ко мне?
Входит ребенок-почтальон.
Воспитатель.
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной рубашке.
Дети.
Это он, это он,
Долгожданный почтальон.
Почтальон.
Здравствуйте, взрослые и детвора,
Спешил к вам с самого утра,
Добирался самолетом,
По морям плыл теплоходом,
На верблюде, на коне...
Отвечайте, рады мне?
Воспитатель.
Рады-рады, мы вас ждем,
Песенку для вас сейчас споем.
Дети исполняют песню о почтальоне (по выбору музыкального руководителя).
Почтальон.
Шлют привет вам с Занзибара,
Калахари и Сахары,
Только все эти приветы
Превратились в… во что?
Дети. В конфеты!
Почтальон. Ошибаетесь, в секреты!
Воспитатель.
Дети у нас, почтальон, много знают,
Постараются и секреты все разгадают.
Слушаем тебя с нетерпением,
Гости наши ожидают с волнением.
Почтальон.
Вот вам первый секрет — оригинальный,
Не простой он — музыкальный!
Достает конверт, на нем изображена пальма, негритята, вложен диск или пластинка (кассета). В грамзаписи звучит песня (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского) «Чунга-Чанга». Дети под музыку выполняют произвольные танцевальноритмические движения с игрушками.
Воспитатель. Вы, конечно, узнали мелодию песенки? Из какого мультфильма она? Кто ее исполнял? Из какой страны эти друзья? Правильно, из далекой Африки, мы знаем их песни, игры, пляски.
Почтальон.
Вот еще один секрет,
Отгадаете иль нет?
Достает из сумки белого голубя (или картинку). Звучит мелодия И. Дунаевского «Летите, голуби».
Музыкальный руководитель. Вы прослушали мелодию песни композитора Исаака Дунаевского. Какая по характеру эта музыка? Сколько в ней частей? О чем поется в песне? Почему поэты и композиторы сочиняют песни о дружбе, счастье, мире?
Почтальон.
У меня еще секрет –
Это маленький пакет.
Из детского сада его вам прислали,
Дети его «Солнышком» назвали.
Достает из пакета куклу в украинском национальном костюме. Дети вместе с куклой исполняют песню «Наш завод» А. Филиппенко.
Почтальон.
Вот секрет последний вам -
Палочку волшебную кому-то дам.
Кто ее получит, должен рассказать,
Что б хотел для счастья детям мира пожелать?
Воспитатель.
Интересное задание, дети,
Что важнее всего на свете?
Кто палочку получает,
Тот и смело отвечает.
А мы все с вами ответим «волшебной палочке» своими рисунками.
3. Творческая деятельность — рисование «Что для счастья нужно детям мира?».
Дети рисуют самостоятельно, затем прикрепляют рисунки на демонстрационный стенд.
4. Обзор выставки рисунков (анализ творческих работ по изобразительной деятельности).
Вопросы для анализа:
— Что изображено на рисунке?
— Какие изобразительные средства использованы в работе?
— Чем тебя заинтересовала работа?
— Что бы вы хотели сделать для своих друзей из других стран?
— Почему для счастья детям нужна мама? Вода? Солнце? Друг?
— Поделитесь впечатлениями о рисунках своих товарищей.
— Какие бы рисунки вы хотели подарить нашим гостям? Детскому саду на выставку?
Звучит мелодия, дети образуют круг.
Воспитатель.
Крепко за руки беритесь,
В дружном хороводе закружитесь.
Пойте громко, не стесняйтесь
И друг другу улыбайтесь.
Массовое исполнение хоровода «Дружат дети всей Земли», музыка Д. Львова-Компанейца.
Почтальон.
Хорошо мне было с вами,
Но ждут меня и на Гаями.
До свиданья, в добрый путь,
Просим очень, не забудь.
Дети.
Передай, уважаемый почтальон,
Детям мира от нас поклон.
Мы в гости в Россию друзей приглашаем,
Споем, потанцуем, затеем игру, помечтаем.
Конспект занятия рисованием с применением нетрадиционных техник на тему «Российский флаг» (ниткография, акварель, трафарет)
Цель занятия:
Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символичном значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
Материалы и оборудование: Карта России, герб России, Российский флаг
для детей: трафареты, акварель, кисти, нитки красного, синего и белого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы поговорим о нашей родной стране. Живут на свете дети – мальчишки и девчонки. Все они разные голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие в деревне, одни на севере, другие на юге. И все они живут в нашей огромной стране которая, как ребята называется?» «Россия».
Воспитатель: «Россия – это большое государство. Вот её граница (показываем на карте границу России). Мы гордимся нашей великой Родиной. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег (на севере), а в другой?