Проектный метод обучения ПДД как способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей

Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.

Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектированияв дошкольном возрасте.Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Проектный метод обучения ПДД как эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей .

Под проектным методом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально- значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно — поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Целью проектной деятельности по ПДД является формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей посредством проектной деятельности. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

2. Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

3. Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.

Формирование и решение поставленных задач происходит через интеграцию образовательных областей:

«Познавательное развитие» позволяет познакомить детей: — с понятием улица, ее основными частями (дорога — проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением; — с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода; — познакомить детей с понятием «светофор», уточнить, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, зеленый); — с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);

«Художественно-эстетическое развитие» — организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);

«Речевое развитие» — развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.

«Физическое развитие» — развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации); – накопление и обогащение двигательного опыта у детей; – формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании .

«Социально-коммуникативное развитие». Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения. Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данной работе, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте. Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.

Ведущая педагогическая идея формирование знаний и практических умений по безопасности дорожного движения через реализацию системно-деятельного подхода. ГИПОТЕЗА Если в ДОУ проводить работу по формированию у детей безопасного и осознанного поведения на улице и дорогах во всех видах деятельности, в определенной системе, используя проектный метод, то это будет способствовать развитию положительной динамике показателей, характеризующих уровень усвоения детьми правил дорожного движения, сократив, таким образом, число дорожно – транспортных происшествий.

Формы, методы и приемы работы с детьми

В работе с детьми используются следующие методы и приемы:

1. Словесный: — устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями); — беседа ( «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»); -составление творческих рассказов, загадок и сказок: «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?». «Жил – был светофор» и др.; — чтение художественных произведений (такие, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… », В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; Т. Шипошина «Автобус»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»); — заучивание стихотворений.

2. Наглядный: — презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.); — работа с иллюстрациями по теме; — наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);

3. Практический: — выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.); – применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице»). Занятия строятся с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Работа с родителями Анкетирование Наглядная агитация Обучающие семинары Досуги, викторины, развлечения и др. Картотека полезных советов, рекомендаций Экскурсии Консультации Тематические родительские собрания Тренинговые игровые упражнения и задания Выставка рисунков, поделок (сотворчество) Оформление стенгазет, книг-самоделок Совместное составление фото и видеоматериалов Проектная деятельность

Во время проектной деятельности дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

209
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!