Дышим глубоко-говорим легко

Качество речи во многом зависит от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, который включает в себя две фазы– вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Когда мы говорим выдох в 5 раз длиннее вдоха. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. У детей с нарушениями речи часто наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, не умеют делать глубокий вдох, рационально использовать выдох. Речевое дыхание процесс трудоемкий, требующей специальной подготовки. Тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Несложный комплекс дыхательных упражнений поможет развитию речевого дыхания ребенка. Выдыхать длительно важно уметь и для произнесения гласных и для согласных звуков, а также для того, чтобы во время говорения не требовались вынужденные паузы для дополнительного добора воздуха.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения и игры:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

«Задуй свечу» Одному ребенку или группе детей, поставленных в ряд или в круг, воспитатель предлагает спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть (через рот) на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палец правой руки).

«Сдуй с руки ватку или мелко нарезанные бумажки»

Воспитатель кладет ребенку на ладонь маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, дети на выдох сдувают ватку на пол.

Для повышения интереса к этим упражнениям можно провести соревнование, кто из детей сдует ватку дальше. Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребенок сделал вдох и выдох.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

66
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!