Возможности использования мордовского фольклора в развитии детей дошкольного возраста.
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о применении национально-регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения к этнокультуре своего народа. Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов. Однако тот факт, что все они проживают на территории республики, делает необходимым ознакомление детей в первую очередь с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языком, музыкой, литературой, изобразительным искусством коренного народа, издавна проживающего на территории Мордовии.
Много лет наш Атемарский детский сад «Теремок» плодотворно работающий по программе «Детство» для реализации национально-регионального компонента использовал программу «Валдоня». В последние годы в процессе обучения и воспитания задействована также программа «Мы в Мордовии живём».
Наша практика показала, что системное включение материала этнокультурного развития, предлагаемого этими программами в привычную для детского сада базовую программу, расширяет возможность индивидуального развития ребёнка, не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциал.
В детском саду национально-региональный компонент должен пронизывать все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все направления развития ребёнка дошкольного возраста: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это художественная литература и фольклор. Произведения народного искусства всегда были близки природе ребёнка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребёнка дошкольника заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.
Мордовский фольклор представляет собой большую художественную ценность, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Обращение к фольклорному искусству мордовского народа даёт неоценимый материал для познавательного, речевого развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей к мордовскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен легендами, сказками, стихами, произведениями малых жанров (потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песенки).
Известно, что дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребёнка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.
Ай, ацици-ацици,
Измарались рученьки!
В корытце вымыла,
Полотенцем вытерла,
Ты мой перстенёчек,
На руке браслетик.
Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям в детском саду. В них поётся о птицах (сорока, ворон), о животных (коровушка), о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребёнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения, мечты о будущем ребёнка.
Баю-бай, сыночек мой,
Ты моя вода речная,
Спи и вырастешь, сынок,
Крепкий, сильный, как дубок.
В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей (Доброе дело — добром оплачивается. В родном краю жизнь как в раю. Материнское слово – святое слово). Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки — это своеобразные тексты на сообразительность, являются для детей одним из видов познания окружающего их мира. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как онизагадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром.
Для знакомства детей с мордовскими народными пословицами, поговорками, загадками необходимо отбирать только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни можно использовать пословицы и поговорки к месту и ко времени: в непосредственно образовательной деятельности (Ученье ум развивает, а лень – притупляет), трудовой деятельности (Кто умеет трудиться, умеет и жить) а также и в других видах деятельности детей возможно подобрать подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания необходимо донести такую мысль, что мордовский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Читая детям сказки мордовского народа, необходимо обращать внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой необходимо начинать со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим основная черта характера, которая присуща мордве. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам можно провести беседу с детьми.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности, к познанию и речевому творчеству.
Также с большим интересом дети знакомятся с предметами мордовской национальной одежды, с элементами мордовского орнамента (ромб, ёлочка, крест, галочка), с изделиями мордовских мастеров народных промыслов. Свои впечатления дети отображают в рисунках, при раскрашивании моделей мордовской одежды, в лепке по мотивам изделий мордовских мастеров и мордовских народных игрушек.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется мордовский уголок, где находятся книги с мордовскими сказками, фольклором, произведениями мордовских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, дидактические игры.
Прежде чем начать работу по ознакомлению дошкольников с традиционной культурой родного края неплохо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы в группе велась такая работа, составить план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона. В родительском уголке можно помещать задания для чтения и заучивания в семье (мордовские слова, стихи мордовских поэтов, загадки, пословицы, потешки, колыбельные песенки). Совместно с родителями организовывать выставки, экскурсии, праздники.
Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием мордовской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.
Литература:
1. Примерный региональный модуль программы дошкольного воспитания «Мы в Мордовии живём» / О.В.Бурляева и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
2. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / сост. Л.В. Седова — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009.