Дидактические игры по театрализованной деятельности для детей младшего возраста
Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов развития творческой активности малышей является театрализованная деятельность в детском саду.
Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Малыши в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.
Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.
1. «Игра с пальчиками»
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его… (называет имя ребенка).
2. «Зверята»
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры: Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
3. «Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые… штанишки.
Теплые… штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену… Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену… Мишке валенки-малышки,
Я надену… Мишке красное… пальтишко,
Красное… пальтишко я надену… Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем… гулять,
Будем в саночках… катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
4. Игра «Колобок».
Задачи для педагога: Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.
Игровая задача для детей: Развивать умение следить за своими действиями и действиями других детей.
Атрибуты: Связанные на пальчик герои сказки (заяц, волк, медведь, лиса, дед, бабушка, колобок) и декорации дома и леса.
Предварительная работа: Просмотр на видео сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 7 детей, ведущий взрослый. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев
Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
5. «Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры: Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые… штанишки.
Теплые… штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену… Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену… Мишке валенки-малышки,
Я надену… Мишке красное… пальтишко,
Красное… пальтишко я надену… Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем… гулять,
Будем в саночках… катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
6. «Пришел Мишка с прогулки»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик
Мишка наш ходил… гулять,
Шапку с Мишки надо… снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с… Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с… Мишки.
Мишка наш ходил… гулять,
Валеночки надо… снять.
Теплые… штанишки
Я снимаю с… Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с… Мишки.
Мишка наш ходил… гулять,
Он устал и хочет… спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он… сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,… баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
7. «Дружный круг»
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся, Как лисички…(мышки, солдаты,).
8. Игра с воображаемым объектом
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Ход игры:
Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
9. «Вкусные конфеты»
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами
Ход игры:
У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.