Консультация для родителей "Конструктивная деятельность в старшей группе"
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает
почву для развития технических способностей детей, что очень важно для
всестороннего развития личности.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются
важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную
задачу и находить способ её решения. При этом особенно важным является
умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения
пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в
пространстве), так и с целью преобразования структуры образа
(перегруппировка его составных частей, деталей т. п.) В конструировании у
детей развивается художественный вкус, умение восторгаться
архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения
заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и
его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых
сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из
природного материала формирует у детей не только технические умения и
навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру- дети
начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко – красной
рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и
целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из
разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения
деятельности. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое
значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.
Виды конструирования
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К
техническому конструированию относят конструирование из строительных
материалов ( деревянных окрашенных или неокрашенных деталей
геометрической формы), из деталей конструкторов, имеющих разные
способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые
способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других
материалов; к художественному – конструирование из природного и
бросового ( использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы
относят художественное конструирование к ручному труду.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально
существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок,
фильмов. При этом они моделируют основные структурные и
функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами,
дверью, корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. д.
Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп
детского сада: настольных, для игр на полу, на участке. Среди них есть
наборы тематические ( «Архитектор», «Подъемные краны», «Юный
кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как
самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве
дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы
накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме
строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более
прочные способы соединения.
Использование крупногабаритных мягких модулей наиболее соответствует
умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного
возраста. Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные,
что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и
плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов
крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр,
спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только
отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают
их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Тематика очень
разнообразна: «Пригласительный билет», «Записная книжка», «Дом», «Будка
для собаки», «Транспорт», « Мебель», Животные» и т.д.
Занимательные игры и упражнения по
конструированию
«Выкладывание фигур» Детям предлагают схемы уменьшенного размера
и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После
выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину?
Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь
одинаковых фигур?»
«Найди лишнее» На карте изображены ряды геометрических фигур.
Ребенку предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем
обосновать, почему.
«На что похоже?» Взрослый поочередно показывает вырезанные
геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи.
Например: шар – колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т.д.
«Конструируем из палочек» Ребенку дают палочки разной длины,
предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки
(реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с
парусом, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов
«Построй по модели» Соорудите из строительного материала несложные
конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные
модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она
собрана, надо догадаться. Предложите ребенку соорудить постройки по этим
«Накладываем детали» Ребенку дают две карточки: на одной в виде схемы
изображены различные теремки, на другой – строительные детали, которые
следует отобрать для решения данной задачи. Цель задания: уложить детали
в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из
граней. В процессе решения задания взрослый уточняет, какие детали
использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной
детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку
изображения.