Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ч»
Программное содержание: Познакомить с мягким согласным звуком «Ч». Познакомить с печатным написанием буквы «Ч». Учить читать слова и несложные тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что звук «Ч» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал:«Звуки и буквы» (лист 33) Е.В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.
Методы и приемы: Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, показ, самостоятельная работа детей, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.
Предварительная работа: Разучивание скороговорки, пословицы; работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова; чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Загадки — складки», «Кто это, что это?», «Найди нужное слово», отгадывание загадок.
Ход
Организационный момент:
— Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
— Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?
— А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
-Рома, произнеси гласные звуки.
-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
— Кирилл, назови согласные звуки.
-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
-Что мы знаем о согласных звуках?(Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
— Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)
— Пришла ещё одна буква Ч, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ч и поможем ей найти своё место в домике.
Артикуляция и характеристика звука Ч.
А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,
— что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
— зубы не смыкаются.
— где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
— поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)
— Так какой же звук Ч? (согласный). Почему?
— Звук Ч звонкий или глухой? Почему?
— Запомните звук Ч всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.
— Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Показать детям букву «Ч» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Клоун в цирке сел на стул.
Видим — на его плече
Вдруг его перевернул.
Стул стоит как буква «Ч».
Работа с раздаточным материалом
— Ребята, найдите букву Ч среди других букв в своих кассах.
— Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ч). Дети пишут букву Ч указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Тик-так, тик-так…
Все часы идут вот так-
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы к правому и к левому плечу)
Смотри, скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются в такт маятника)
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе.Голову к правому плечу, потом к левому)
Тик-так, тик-так, тик-так
Выставляю лист 33.
— Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.
Черной ночью черный кот
В дымоходе — чернота,
Прыгнул в черный дымоход.
Отыщи-ка там кота.
Назовите слова из текста стихотворения с буквой «Ч». (Черной, ночью, чернота.)
Чтение слов. Фонематический разбор
— Что изображено на картинке?(Ключ)
— Разложите в квадраты условные обозначения.
— Какой первый звук в слове ключ?
— Какую фишку положили? Почему? И т. д.
К-согл, глухой, твердый
Л-согл.звонкий, мягкий
Ю-гласный
Ч-согл, мягкий, глухой
Выставляю следующую картинку.
— Какой первый звук в слове черепаха?
— Какую фишку положили? Почему? И т. д.
Ч- согл, мягкий, глухой
Е- гласный
Р-согл.звонкий, мягкий
Е-гласный
П-согл, глухой, твердый
А- гласный
Х--согл, глухой, твердый
А- гласный
Итог:
— С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?