Консультация для воспитателей: «Обобщение опыта в экологических играх дошкольников».
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Интеграция образовательных областей в играх экологического содержания: познавательное развитие, речевое развитие и социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи игр экологического содержания:
— обобщить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных; о зимующих, перелётных и домашних птицах; о насекомых; о домашних животных и их детёнышах;
— развивать способность выделять существенные признаки предметов;
— развивать внимание и логическое мышление, связную речь;
— расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них представлений об объектах природы;
— развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
— воспитывать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, поэтому использование дидактической игры для реализации ФГОС ДО по экологическому воспитанию дошкольников, я думаю, наиболее обосновано.
Дидактические игрывоздействуют на интеллект, на формирование экологической культуры. Развивают познавательные способности, нацеливают на получение новых знаний, их обобщение и закрепление.
В нашей группе имеются следующие экологические игры:
1. «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Плоды и листья».
В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Эти игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
2. Игры с предметами: «Перелёт птиц», «Кто где живёт?», «Четыре времени года», «Подбери картинку», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Такой листок, лети ко мне», Лото «Фрукты и овощи», «Парочки», « Садовые и луговые цветы», «Сложи целое из частей», «Где чей дом?».
Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, птицах, явлениях неживой природы. А также закрепляют знания о правилах поведения в природе.
3. Настольно-печатные игры:«На птичьем дворе», «Когда это бывает?», «Кто как кричит?», «Кто как передвигается», «Угадай, кто это?», «Четвертый лишний»,«Аскорбинка и ее друзья», «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно».
В этих играх закрепляются знания о функциях и действиях тех или иных объектах живой и неживой природы, обобщения и систематизация знаний.
Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь, самоконтроль, а также координацию движений рук.
4. Подвижные игры экологического содержания способствуют развитию экологического сознания. Большое развивающее значение заложено в правилах игры.Игры формируют у детей организованность, произвольность в поведении, умение сотрудничать со сверстниками для достижения общего командного результата. Все эти качества очень важный компонент готовности детей к школьному обучению.
В дошкольном возрасте влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Любовь к природе начинается со знания её обитателей, и мы надеемся, что, воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.