Организация театрализованной деятельности в ДОУ в летний период
Организация театрализованной деятельности в ДОУ в летний период
Лето –важнейший этап в развитии детей и укрепления их здоровья. В этот период нужно организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получил заряд бодрости и провел это время с радостью и удовольствием.
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобладающими формами проведения – коллективные. Немаловажным фактором является то, что основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Активное участие ребят в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, концертах обогащает их новыми впечатлениями, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки.
Для всестороннего развития детей театрально-игровая деятельность имеет большое значение. Она развивает художественный вкус, декламационные и творческие способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Планируются театрализованные игры ежедневно в самостоятельной игровой деятельности детей. Однако, для того чтобы дети могли играть самостоятельно, необходимо уделять особое внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, народные песенки, небольшие занимательные сценки используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Это поможет педагогу подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и повысит эмоциональный тонус дошкольников, развивая их общительность, стремление принимать активное участие в общих играх и затеях.
Летом дети очень любят играть в театрализованные игры на улице. Для таких игр необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна.
Во внутренней части беседки расставить скамейки места для зрителей. Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У входа оборудуется касса.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, интонации, жестам. Через театрализованную деятельность педагог оказывает позитивное влияние на детей. Любимые персонажи становятся образцами для подражания.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, поэтому необходимо тщательно продумать и подготовить отбор художественной литературы, на основе которых строятся сюжеты.
Воспитатель должен помочь детям в организации театрализованной деятельности, объединить в небольшие творческие группы, подготовить, оформить и проиграть литературное произведение от начала до конца.
Предлагая детям театрализованные игры, педагогу важно предвидеть весь ход деятельности, главное условие – это использование в работе хорошо знакомых детям произведений соответствующих возрасту детей. Целесообразно подбирать небольшие произведения, которые содержат диалоги, где существует конфликт между действующими лицами, сюжет должен быть динамичным.
Подготовка к театрализованным играм требует правильного и четкого руководства педагога, который в ненавязчивой форме предлагает детям поиграть в «сказку», причём сказку выбирают сами, из предложенных воспитателем. Подбираются декорации, музыкальное сопровождение, вид театра. Но главным условием остаётся то, что произведение должно быть хорошо знакомо детям, они должны знать характерные черты персонажей.
Организация театрализованных игр непосредственно связана с работой над выразительностью речи. Воспитатель учит детей управлять силой голоса, тембром, типом речи, соответствующим тому или иному персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. Так же педагог учит детей передавать посредством движения характер литературного героя.
При организации театрально-игровой деятельности особое внимание педагог должен уделять требованиям по охране жизни и здоровья детей (здоровьесберегающие технологии, безопасность атрибутов, декораций).
Выбирая материал для инсценировок, необходимо отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей.
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.
Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Для того чтобы творческая активность продолжалась и дома, важно привлекать родителей детей группы используя различные методы совместной работы – консультации, приглашение на театрализованные спектакли и участие в них, помощь в изготовлении атрибутов и декораций. Родители, как правило, проявляют большой интерес к театрализованным играм и театру кукол, что способствует сплочению коллектива детей- родителей- воспитателей.
Обращаясь непосредственно с искусством театра каждый день дети учатся быть более терпимыми друг к другу, сдержанными, собранными. Театрализованные игры формируют у детей целеустремлённость, взаимовыручку, собранность, способствуют созданию благоприятной эмоциональной сферы у детей.