" Формирование нравственно-патриотических представлений у старших дошкольников"
ЛЯМЗИНА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА
МАДОУ «Детский сад №82»
Проблема формирования нравственного дошкольников всегда была значительной в педагогике. Еще большую актуальность она получила в последнее время. В разработанной А. Я. Данилюком концепции духовно – нравственного развития личности гражданина России, говорится об обеспечении духовно – нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, его приобщении к духовным ценностям народа. В настоящее время, в силу изменений, происходящих в обществе, важно, чтобы личность проявляла стремление к нравственности в межличностных отношениях. В связи с этим, необходимым условием развития личности в дошкольном возрасте выступает формирование нравственных представлений. На наш взгляд, наиболее из эффективных форм обучения, которая сможет поспособствовать повышению уровня нравственного воспитания дошкольников, будет являться метод проектов, иными словами – проектная деятельность. Данная деятельность развивает познавательный интерес дошкольников, затрагивая практически все области знаний, а также способствует развитию взаимодействия со сверстниками и педагогом в целом.
На наш взгляд, проектная деятельность в набольшем значении повлияет на процесс нравственного воспитания старшего дошкольника. Но важно так же помнить, что процесс проектной деятельности наиболее результативен только при правильной его организации. Поэтому каждому педагогу необходимо изучить три этапа реализации проектов:
1. Этап подражания и исполнения (подражательно-исполнительский). Данный этап возможен при построении проектной деятельности с детьми 4–5 лет, в котором дети либо подражают педагогу, либо занимают второстепенную роль.
2. Наиболее подробно мы рассмотрим следующий этап, который характерен для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Данный этап именуется развивающим. Старшие дошкольники, с уже имеющимися навыками взаимодействия со сверстниками, могут группой согласовывать свои действия, практически не обращаясь к педагогу за помощью или просьбой. На данном этапе ребята сами организовывают совместную деятельность, развивая таким образом такие психологические свойства личности, как самооценка, контроль над своими действиями и действиями других. Говоря о реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, то в данный этап необходимо отнести постановку проблемы детьми, а та же поиск наиболее подходящих средств и методов достижения результата или решения проблемы.
3. Творческий этап, который характерен для детей 6–7 лет. в данном этапе необходимая работа педагога заключается в постоянной поддержке и пополнении творческих способностей, а также активности детей для того, чтобы они самостоятельно определяли цель проекта, самого его содержания, а также выбор различный средств и методов для реализации проектов [2, с. 34].
Анализировав данные этапы, мы можем выделить задачи проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте:
1.Немаловажной задачей будет развитие поисковой деятельности, в основу которой входит интеллектуальная инициативность;
2.Вторая задача — постоянное применение педагогом различных способов экспериментирования и моделирования;
3.Третья задача — применение дошкольниками различных средств построения и планирования личной познавательной деятельности;
4.Особое внимание уделяется так же развитию способности планировать и прогнозировать результат проекта.
5.Создание условий к будущей учебной деятельности;
6.Не менее важной задачей будет являться так же предложение детям произвольной продуктивной работы и свободе в своих действиях;
7.Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками.
Анализировав проектную деятельность в старшем дошкольном возрасте, мы можем привести в пример проекты, способствующие духовно – нравственному воспитанию детей. К примеру, можно создать с детьми проект «Духовно – нравственное воспитание детей на основе традиций родного края», или же проект «Моя Родина». Отличительной особенностью проектов является то, что они направлены на формирование толерантности к представителям разных народов и национальностей, а также на формирование таких духовно – нравственных качеств, как патриотизм, дружелюбие, сострадание и другие.
Рассмотрим проект «С чего начинается Родина» с детьми старшей группы.
Первый, организационный этап, подразумевал создание условий, способствующих внедрению проекта в практическую деятельность. Нами были сформулированы цели, задачи проекта, а также проектирование конечных результатов, отбор содержания программ дошкольного образования, проведение работы с педагогами по формированию у них профессиональной компетентности по развитию патриотической деятельности дошкольников.
На основе проделанной работы нам удалось поставить цели проекта:
1. Приобщение дошкольников к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа (малой Родины); создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии.
2. Развитие художественных способностей, эстетического вкуса и коммуникативных навыков дошкольников, а также нравственное воспитание детей.
Образовательные:
систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
воспитывать уважение к самобытности национально — региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства
Ожидаемый результат:
Знают название своего города, символику, достопримечательностиЗнают имена людей прославивших наш родной город,Знают название некоторых улиц и улицу, на которой они живут.Знакомы с природой родного края.2.Основной этапЦель: реализация педагогических условий; реализация перспективного плана работы.
Задачи: реализация практической части проекта; определение возможных форм презентации проекта; организация работы с детьми.
Дата | Тема | Содержание |
Октябрь | «Моя семья» | Познавательное развитие Беседа: «Вот моя улица, вот мой дом родной» Дидактическая игра: «Назови свою улицу» Просмотра презентации, разговор о родном городе, знакомство с названиями улиц города. Беседа «Где работают родители». Создание альбома о профессиях. Художественно-эстетическое развитие Создание макета «Улица, на которой стоит наш детский сад». Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о семье, маме, папе. Речевое развитие Составление рассказов о своей семье. Чтение рассказов, стихотворений о семье. Разучивание стихотворений о маме, папе. Физическое развитие |
Ноябрь | «Природа Родного края» | Познавательное развитие НОД «Природа нашего края» — Рассматривание иллюстраций «Растения нашего края» -Экскурсия в сквер Просмотр видеофильма о птицах и животных нашего края. Художественно-эстетическое развитие Конструирование из бумаги на тему: наш лес зимой. Дидактические игры: «Деревья и их листочки», «Чей малыш?», «Времена года», «Кто здесь живёт?» Речевое развитие Составление описательного рассказа о зиме в городе Еманжелинск. Чтение и беседа по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» Физическое развитие Хороводная игра «Во поле береза стояла». «У медведя во бору…» русская народная игра», « Тюбитейка» татарская народная игра, «Гуси-лебеди» русская народная игра. |
Декабрь | «Достопримечательности Мордовии» | Познавательное развитие Презентация на тему: Памятные места нашего города. Оформление газеты «Шагая по улицам города» Художественно-эстетическое развитие Лепка: коллективная лепка «фонтан из пластилина» Речевое развитие Познакомить детей с деятельностью предприятий нашего города. Воспитывать интерес и уважение к труду людей разных профессий. |
Январь | «Государственный символы Республики Мордовия» | Познавательное развитие Познакомить детей с государственными символами республики Мордовия –гимном, флагом, гербом. Художественно-эстетическое развитие Беседа. Рисования «Флаг республика Мордовия. Речевое развитие Прослушивание гимна республика Мордовия на русском и мордовском языках. |
Февраль | «День защитника Отечества» | Ознакомление детей с праздником, с видами и родом войск, военной техникой; создание атмосферы положительного характера; расширение и активизация словаря; формирование интонационно – выразительного чтения стихотворений; |
Март | «Милее мамы нет на свете» | Познавательное развитие Познакомить детей с выдающимися женщинами страны и Мордовии Закрепить представления о женских профессиях Художественно-эстетическое развитие Создание фотоколлажа «Милее мамы нет на свете» Речевое развитие Беседы с детьми на тему «Моя мама – лучше всех» |
Апрель | «Дом, в котором я живу» | Познавательное развитие Познакомить детей с улицами города, с адресом проживания воспитанника Художественно-эстетическое развитие Конструирование из счетных палочек «Дом, в котором я живу». Речевое развитие Изготовление карты схемы «Главные улицы города» |
Май | «День Победы» | Познавательное развитие Познакомить детей с праздником – День победы Художественно-эстетическое развитие Рисование «Победа – главное слово» Речевое развитие Беседы с детьми на тему «Награды наших дедов и прадедов» |
3.Обобщающий этап
Цель: анализ результатов выполнения проекта.
Задачи: проведение итогового мероприятия (Развлечение «С чего начинается Родина?»). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Ожидаемый результат:
— Дети хорошо знают имена родных, их обязанности.
— В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями активизируется словарь, развивается связная речь.
— Ознакомление с народными традициями, обычаями способствует развитию продуктивной деятельности.
— У детей появится интерес к стране
— Дошкольники проявляют толерантность к людям других национальностей, проживающих на территории России.
— Родители принимают активное участие в проектной деятельности, выставке рисунков, составлении фотоколлажей и другой работы.
— Родители ознакомлены с влиянием нравственно – патриотического воспитания на развитие ребенка.
Таким образом, мы выявили, что наиболее из эффективных форм обучения, которая сможет поспособствовать повышению уровня нравственных представлений дошкольников, будет являться метод проектов, иными словами –проектная деятельность. Данная деятельность развивает познавательный интерес дошкольников, затрагивая практически все области знаний, а также способствует развитию взаимодействия со сверстниками и педагогом в целом. Но следует помнить, что процесс проектной деятельности наиболее результативен только при правильной его организации. Хочется так же отметить, что в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует его личностному развитию.
Список использованных источников
1.Адриенко, Е. В. Психология детства: учебное пособие для студентов / под редакцией В. А. Сластенина. – Москва: Современная школа, 2015. – 230 с. ISBN 978-5-7695-9218-8. – Текст: непосредственный.
2.Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2016. – №7 – С 23 – 26.
3.Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка: учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва: «Академия», 2015. – 200 с. – Текст: непосредственный.
4.Гавриловец, К. В. Нравственное воспитание дошкольников / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва: Просвещение, 2010. – 219 с. – Текст: непосредственный.
5.Гарицына, О. В. Развитие нравственных представлений дошкольников / О. В. Гарицына – Текст: непосредственный. // Народное образование. – 2016 – № 8 – С. 41– 48.
6.Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников: метод. пособие / В. Н. Журавлева. − Волгоград: Учитель, 2016. − 233 с.