«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Материал для проведения экскурсии: « Экскурсия в музей локомотивного депо»
Возрастная группа: старшая.
Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие.
Цель:создать условия для знакомства детей с железнодорожными профессиями (диспетчер, машинист, помощник машиниста, проводник), и закрепления знаний о профессии смотритель музея.
Программное содержание:
— формирование первичных представлений о труде взрослых, о правилах безопасного поведения на железной дороге;
— создать условия для приобретения детьми опыта развития познавательной деятельности, привлечение интереса к железнодорожным профессиям;
— формировать познавательные действия, активность, самостоятельность и инициативу;
— создание ситуаций для установления причинных, временных связей и зависимостей между настоящим и прошлым;
— развивать умение наблюдать, анализировать и высказывать свои умозаключения;
— создать условия для приобретения детьми опыта проявления уважения к людям разных профессий, осознание ценности труда.
Предварительная работа: путешествие в прошлое города Рузаевка (история создания), беседа с детьми на тему «Что такое музей?» Беседы с детьми о железной дороге. Подвижная игра «Паровозик», игры из строительного материала на железнодорожную тематику. Загадывание загадок, чтение стихотворений, литературных произведений о железной дороге (С.Я Маршак «Багаж», цикл рассказов «Железная дорога» Б.С. Житкова)
Работа с родителями:рекомендовать посещение краеведческого музея (с целью знакомства с историей города и профессией экскурсовод, смотритель), станции Рузаевка (с целью наблюдения за движением поездов, работой железнодорожников).
Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, дидактические игры, беседа, ситуации общения, решение проблемных ситуаций.
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
I. Предварительная беседа перед экскурсией | ||
Воспитательприветствуетдетейи спрашивает: -Ребята, вы любите ходить на экскурсии? Почему? | Детиприветствуютпедагогаи высказывают свои версии, почему любят ходить на экскурсии | |
Воспитатель обращает внимание на кусочки фото, лежащие на столе. — Когда мы соберём фото, то узнаем, куда мы сегодня отправимся на экскурсию. — Вам знакомо это место, на фото? -Это музей локомотивного депо. А вы, хотели бы оказаться там и узнать что-то новое и интересное? — Ребята, мы с вами живём в небольшом, но красивом и зелёном городе, который называется город …. Кто из вас знает, как зародился наш город и почему он так называется? — Ребята, а вы были когда-нибудь в музее? Кто работает в музее? — Ну, что же тогда в путь. Давайте вспомним о правилах поведения во время движения к музею. | Дети собирают кусочки фото в единое. Детивысказываются. Дети отвечают, в каком городе они живут. Рассказывают об истории создания города Рузаевка. Дети рассказывают, в каких музеях они были и вспоминают профессию экскурсовода, смотрителя музея. Дети называют правила. | |
-Посмотрите, нас уже встречает смотритель музея, ветеран труда с 36-летним стажем работы в локомотивном депо Лидия Александровна Евстюхина. | Дети приветствуют смотрителя музея. | |
II. Познавательная часть экскурсии. | ||
Лидия Александровна: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, это здание музея. Рядом со зданием музея символы депо из прошлого: паровоз-памятник «кукушка». Раньше на таких паровозах ездили. В 1893 году через село Рузаевка пролегла Московско-Казанская железная дорога — первая на территории современной Мордовии. Станция получила название по населенному пункту Рузаевка. Первоначально Рузаевка мыслилась инженерами как обычный железнодорожный разъезд, но из-за разногласий с саранскими властями магистраль перевела свое основное паровозное депо из Саранска в Рузаевку. Количество пассажиров, проезжающих через Рузаевку, постоянно увеличивалось. Было решено строить вокзал. В 1895 году вокзал станции Рузаевка гостеприимно открыл свои двери. Пройдемте в музей. Вот так выглядел вокзал в то время. А это современный вокзал. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди отличия» Лидия Александровна: Раньше с выходом на платформу, висел медный колокол. Чтобы отправить поезд. Дежурный по вокзалу давал один удар в колокол – первый звонок, через три минуты два удара — второй звонок и перед отправлением поезда третий звонок, за которым следовали свисток кондуктора, гудок паровоза, после чего поезд отправлялся в путь. Кто попробует отправить поезд со станции? — Ребята, а как сейчас происходит отправление поезда? — На смену колоколу, приходит громкоговорящая связь. Ребята, как вы думаете, кто на станции объявляет отправление поездов и следит за их расписанием? — Ребята, диспетчера сравнивают с дирижером, он играет важную роль, следит за тем, чтоб отправление поездов было вовремя, точно по расписанию, это необходимо для того, чтобы в пути поезда не столкнулись друг с другом, и не было аварии. Диспетчер контролирует работу станции, следит за тем как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен быть внимательным, ответственным и решительным человеком, должен четко и громко проговаривать все слова. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Телефон» Лидия Александровна: Через нашу станцию Рузаевка проходят пассажирские и грузовые поезда. Поезда останавливаются у перрона или платформы. Пассажирские поезда везут кого? А грузовые? — А кто ведет поезд? (машинист и помощник машиниста) Ребята, это сложная и ответственная работа. Машинист и помощник машиниста находятся в локомотиве, а к локомотиву прикреплены вагоны. Машинист управляет поездом с помощью пульта управления (прибор управления тормозами, пульт управления радиостанции, регулятор давления и т. д.). Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит рядом с ним. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Конечно, машинист сам следит и видит все. Для полной гарантии безопасности движения нужен двойной контроль. Машинист должен и обязан выполнять приказы диспетчеров и дежурных по станциям. Люди этих профессий должны обладать хорошим зрением, слухом, быть внимательными и выносливыми, так как поезда движутся круглосуточно. Кто желает, может сесть за пульт управления. — Кто знает при помощи чего едет современный электровоз? — А что надо сделать, чтобы поехал тепловоз? — Что нужно сделать, чтобы поехал паровоз? — В паровозе был кочегар, который бросал в топку уголь или дрова, для того, чтобы поехал паровоз. Посмотрите, у нас сохранилась лопата, которой кидали уголь в топку. Кочегар должен был быть очень сильным человеком. Попробуйте поднять эту лопату. Она тяжелая. А как вы думаете, сейчас эта профессия есть? Почему? Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Поезд» — Ребята, кто из вас ездил на пассажирском поезде? — Куда вы ездили на поезде? — Что можно делать в поезде? — Скажите, кто вас встречает в вагоне? Проводник или проводница. Проводник проверяет билеты, показывает места пассажирам. Проводник следит за чистотой в купе. И чаем напоит, и спать уложит. Собрать вам вещи, если надо поможет. В холодное время года следит за работой отопления. Чтобы путешествие было безопасным надо знать и соблюдать правила поведения на железной дороге Воспитатель предлагает самим придумать правила поведения на железной дороге и объяснить, почему нужно себя вести именно так. | Дети слушают и рассматривают экспонаты. Дети проходят в музей. Дети, рассматривая фото, находят отличия, сравнивая вокзал настоящего и прошлого. Дети слушают, по желанию пробуют отправить поезд со станции. Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свои версии. Дети слушают. Дети берут две трубки, один ребенок говорит чистоговорку, а другой пробует ее повторить. Электричка, электричка, Подвези мою сестричку. Быстро едем: чух – чух – чух, Аж захватывает дух! Шёл по рельсам рыболов, С речки нёс в ведре улов. Не ходи здесь, рыболов – Рельсы ведь для поездов! Паровоз, паровоз Нас на станцию привёз. Сто железных колёс Наш имеет паровоз. Ребятишек целый воз Наш везёт паровоз. И девчонки и мальчишки Едут и читают книжки. Жук жужжал, жужжал, жужжал. – Он за поездом бежал. Он жужжал, бежал, летел, А на поезд не успел. Дети слушают. Дети отвечают на вопросы. Дети высказывают свои предположения. Дети слушают, рассматривают экспонаты. Дети садятся в кресло машиниста и помощника и изображают движение поезда Дети высказывают свои предположения. Дети слушают, рассматривают экспонат, пробуют поднять. Дети устанавливают причинно-следственную связь, и высказывают свои умозаключения. Дети играют в подвижную игру «Поезд» Дети отвечают на вопросы. Дети слушают. Дети придумывают правила поведения и аргументируют свои ответы. | |
III. Заключительная часть экскурсии | ||
Лидия Александровна: Вот и закончилась наша экскурсия. Вы сегодня узнали о некоторых профессиях на железной дороге. Пора возвращаться в детский сад. Воспитатель: Большое вам, спасибо. — Ребята, что больше всего понравилось на экскурсии? -О каких профессиях вы узнали? — Кто отправляет поезда? — Какой профессии уже не существует? — Какие бывают поезда? — Кто управляет поездом? — Как называется главный вагон поезда? — Где останавливается поезд? -Захотелось ли вам в будущем выбрать профессию, связанную с железной дорогой? -А что бы вам еще хотелось узнать? Для этого необходимо закаляться, с детства спортом заниматься, хорошо учиться ведь на железной дороге работают профессиональные, сильные, ловкие люди. А по возвращению в детский сад мы обязательно с вами поиграем в железную дорогу. | Дети благодарят за экскурсию. Дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями. |
Источники: