«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Материал для проведения экскурсии: « Экскурсия в музей локомотивного депо»

Возрастная группа: старшая.

Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие.

Цель:создать условия для знакомства детей с железнодорожными профессиями (диспетчер, машинист, помощник машиниста, проводник), и закрепления знаний о профессии смотритель музея.

Программное содержание:

— формирование первичных представлений о труде взрослых, о правилах безопасного поведения на железной дороге;

— создать условия для приобретения детьми опыта развития познавательной деятельности, привлечение интереса к железнодорожным профессиям;

— формировать познавательные действия, активность, самостоятельность и инициативу;

— создание ситуаций для установления причинных, временных связей и зависимостей между настоящим и прошлым;

— развивать умение наблюдать, анализировать и высказывать свои умозаключения;

— создать условия для приобретения детьми опыта проявления уважения к людям разных профессий, осознание ценности труда.

Предварительная работа: путешествие в прошлое города Рузаевка (история создания), беседа с детьми на тему «Что такое музей?» Беседы с детьми о железной дороге. Подвижная игра «Паровозик», игры из строительного материала на железнодорожную тематику. Загадывание загадок, чтение стихотворений, литературных произведений о железной дороге (С.Я Маршак «Багаж», цикл рассказов «Железная дорога» Б.С. Житкова)

Работа с родителями:рекомендовать посещение краеведческого музея (с целью знакомства с историей города и профессией экскурсовод, смотритель), станции Рузаевка (с целью наблюдения за движением поездов, работой железнодорожников).

Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, дидактические игры, беседа, ситуации общения, решение проблемных ситуаций.

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Предварительная беседа перед экскурсией
Воспитательприветствуетдетейи спрашивает: -Ребята, вы любите ходить на экскурсии? Почему? Детиприветствуютпедагогаи высказывают свои версии, почему любят ходить на экскурсии
Воспитатель обращает внимание на кусочки фото, лежащие на столе. — Когда мы соберём фото, то узнаем, куда мы сегодня отправимся на экскурсию. — Вам знакомо это место, на фото?

-Это музей локомотивного депо. А вы, хотели бы оказаться там и узнать что-то новое и интересное? — Ребята, мы с вами живём в небольшом, но красивом и зелёном городе, который называется город …. Кто из вас знает, как зародился наш город и почему он так называется?

— Ребята, а вы были когда-нибудь в музее? Кто работает в музее? — Ну, что же тогда в путь.

Давайте вспомним о правилах поведения во время движения к музею.

Дети собирают кусочки фото в единое.

Детивысказываются.

Дети отвечают, в каком городе они живут. Рассказывают об истории создания города Рузаевка.

Дети рассказывают, в каких музеях они были и вспоминают профессию экскурсовода, смотрителя музея.

Дети называют правила.

-Посмотрите, нас уже встречает смотритель музея, ветеран труда с 36-летним стажем работы в локомотивном депо Лидия Александровна Евстюхина. Дети приветствуют смотрителя музея.
II. Познавательная часть экскурсии.
Лидия Александровна: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, это здание музея. Рядом со зданием музея символы депо из прошлого: паровоз-памятник «кукушка». Раньше на таких паровозах ездили. В 1893 году через село Рузаевка пролегла Московско-Казанская железная дорога — первая на территории современной Мордовии. Станция получила название по населенному пункту Рузаевка. Первоначально Рузаевка мыслилась инженерами как обычный железнодорожный разъезд, но из-за разногласий с саранскими властями магистраль перевела свое основное паровозное депо из Саранска в Рузаевку. Количество пассажиров, проезжающих через Рузаевку, постоянно увеличивалось. Было решено строить вокзал. В 1895 году вокзал станции Рузаевка гостеприимно открыл свои двери. Пройдемте в музей. Вот так выглядел вокзал в то время. А это современный вокзал. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди отличия»

Лидия Александровна: Раньше с выходом на платформу, висел медный колокол. Чтобы отправить поезд. Дежурный по вокзалу давал один удар в колокол – первый звонок, через три минуты два удара — второй звонок и перед отправлением поезда третий звонок, за которым следовали свисток кондуктора, гудок паровоза, после чего поезд отправлялся в путь. Кто попробует отправить поезд со станции?

— Ребята, а как сейчас происходит отправление поезда?

— На смену колоколу, приходит громкоговорящая связь. Ребята, как вы думаете, кто на станции объявляет отправление поездов и следит за их расписанием?

— Ребята, диспетчера сравнивают с дирижером, он играет важную роль, следит за тем, чтоб отправление поездов было вовремя, точно по расписанию, это необходимо для того, чтобы в пути поезда не столкнулись друг с другом, и не было аварии. Диспетчер контролирует работу станции, следит за тем как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен быть внимательным, ответственным и решительным человеком, должен четко и громко проговаривать все слова.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Телефон»

Лидия Александровна: Через нашу станцию Рузаевка проходят пассажирские и грузовые поезда. Поезда останавливаются у перрона или платформы. Пассажирские поезда везут кого? А грузовые?

— А кто ведет поезд? (машинист и помощник машиниста)

Ребята, это сложная и ответственная работа. Машинист и помощник машиниста находятся в локомотиве, а к локомотиву прикреплены вагоны. Машинист управляет поездом с помощью пульта управления (прибор управления тормозами, пульт управления радиостанции, регулятор давления и т. д.). Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит рядом с ним. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Конечно, машинист сам следит и видит все. Для полной гарантии безопасности движения нужен двойной контроль. Машинист должен и обязан выполнять приказы диспетчеров и дежурных по станциям. Люди этих профессий должны обладать хорошим зрением, слухом, быть внимательными и выносливыми, так как поезда движутся круглосуточно. Кто желает, может сесть за пульт управления.

— Кто знает при помощи чего едет современный электровоз?

— А что надо сделать, чтобы поехал тепловоз?

— Что нужно сделать, чтобы поехал паровоз?

— В паровозе был кочегар, который бросал в топку уголь или дрова, для того, чтобы поехал паровоз. Посмотрите, у нас сохранилась лопата, которой кидали уголь в топку. Кочегар должен был быть очень сильным человеком. Попробуйте поднять эту лопату. Она тяжелая. А как вы думаете, сейчас эта профессия есть? Почему?

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Поезд»

— Ребята, кто из вас ездил на пассажирском поезде?

— Куда вы ездили на поезде?

— Что можно делать в поезде?

— Скажите, кто вас встречает в вагоне?

Проводник или проводница. Проводник проверяет билеты, показывает места пассажирам. Проводник следит за чистотой в купе. И чаем напоит, и спать уложит. Собрать вам вещи, если надо поможет. В холодное время года следит за работой отопления. Чтобы путешествие было безопасным надо знать и соблюдать правила поведения на железной дороге

Воспитатель предлагает самим придумать правила поведения на железной дороге и объяснить, почему нужно себя вести именно так.

Дети слушают и рассматривают экспонаты.

Дети проходят в музей.

Дети, рассматривая фото, находят отличия, сравнивая вокзал настоящего и прошлого.

Дети слушают, по желанию пробуют отправить поезд со станции.

Дети высказывают свои предположения.

Дети высказывают свои версии.

Дети слушают.

Дети берут две трубки, один ребенок говорит чистоговорку, а другой пробует ее повторить.

Электричка, электричка,

Подвези мою сестричку.

Быстро едем: чух – чух – чух,

Аж захватывает дух!

Шёл по рельсам рыболов,

С речки нёс в ведре улов.

Не ходи здесь, рыболов –

Рельсы ведь для поездов!

Паровоз, паровоз

Нас на станцию привёз.

Сто железных колёс

Наш имеет паровоз.

Ребятишек целый воз

Наш везёт паровоз.

И девчонки и мальчишки

Едут и читают книжки.

Жук жужжал, жужжал, жужжал. –

Он за поездом бежал.

Он жужжал, бежал, летел,

А на поезд не успел.

Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

Дети слушают, рассматривают экспонаты.

Дети садятся в кресло машиниста и помощника и изображают движение поезда

Дети высказывают свои предположения.

Дети слушают, рассматривают экспонат, пробуют поднять.

Дети устанавливают причинно-следственную связь, и высказывают свои умозаключения.

Дети играют в подвижную игру «Поезд»

Дети отвечают на вопросы.

Дети слушают.

Дети придумывают правила поведения и аргументируют свои ответы.

III. Заключительная часть экскурсии
Лидия Александровна: Вот и закончилась наша экскурсия. Вы сегодня узнали о некоторых профессиях на железной дороге. Пора возвращаться в детский сад. Воспитатель: Большое вам, спасибо.

— Ребята, что больше всего понравилось на экскурсии?

-О каких профессиях вы узнали?

— Кто отправляет поезда?

— Какой профессии уже не существует?

— Какие бывают поезда?

— Кто управляет поездом?

— Как называется главный вагон поезда?

— Где останавливается поезд?

-Захотелось ли вам в будущем выбрать профессию, связанную с железной дорогой?

-А что бы вам еще хотелось узнать?

Для этого необходимо закаляться, с детства спортом заниматься, хорошо учиться ведь на железной дороге работают профессиональные, сильные, ловкие люди. А по возвращению в детский сад мы обязательно с вами поиграем в железную дорогу.

Дети благодарят за экскурсию.

Дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями.

Источники:

https://www.logoped.ru/vlasvi11.htm

gudok.ru/zdr/177/?ID=630336

http://ds114.ru/publ/http_detsad114_ucoz_ru_index_konsultant_0_28/vsjo_o_ruzaevke/istorija_ruzaevki/16-1-0-32

130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!