Использование национальных игр в воспитательно-образовательном процессе

Игра в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Детские дидактические и подвижные игры — это главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

Одним из актуальных направлений современного воспитательного процесса является формирование национального самосознания личности. Поэтому, в практике работы с детьми, а именно в совместной образовательной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, во время праздников, на прогулках, мы используем мордовские народные игры. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

Народная игра– игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольниковвсегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Наша главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребенка формой освоения морали.

В совместной образовательной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, во время праздников и развлечений, на прогулках мы используем такие мордовские подвижные игры как: «В зайчиков», «В гусей и волка», «В круги», «В белочек». Данные игры развивают у ребенка сообразительность, быстроту реакции, двигательную активность, выносливость, внимательность, умение быть осторожным и действовать согласно правилам.

Мною были модифицированы общеизвестные детям игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам мордовской культуры такие как: «Цифровые пазлы», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Лото».

Цель этих игр:

воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом;

— воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет;

— воспитывать патриотизм, уважение к культурному наследию;

-развивать познавательный интерес к национальным играм;

— развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность;

— развивать умение у детей действовать по правилам.

Использование народных игр дает положительные результаты в освоении детьми культуры родного края. В связи с этим я считаю, целесообразным использование данных видов игр в практике работы с детьми.

144
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!