Урок-проект "Орнаменты на посуде" 2 класс
Сообщество учителей начальных классов
Тема: Узоры и орнаменты на посуде.
Актуальность проекта. Узоры и орнаменты встречаются на каждом шагу. Украшая части строений или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
Цель проекта: Изучение истории возникновения узоров и орнаментов на посуде. Оформление тарелки узорами и орнаментами.
Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно научиться самим, создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.
Задачи проекта:
1.Познакомится с определение узора и орнамента.
2.Исследовать историю возникновения узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды.
3.Создать альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
4.Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелки.
Предмет проекта: узоры и орнаменты на посуде.
Методы проекта: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Цели:
обучающая: закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;
развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь, активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.
воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.
Оборудование: презентация, геометрические фигуры.
Тип: изучение нового материала
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский
Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая
Планируемые результаты
Предметные:
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях
Развивать творческое мышление, способности, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы
Прививать интерес к математике, как к науке;
Метапредметные:
Понимать, принимать и сохранять различные учебно — познавательные задачи;
Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить, оценить себя, границы своего знания и незнания.
Личностные:
Проявлять мотивацию учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения;
Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
Метапредметные связи: технология: организация и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом.
Ход урока.
Актуализация необходимых знаний
Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму,
Ты вокруг себя найдешь.
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что математику нам надо знать на пять.
Мотивация познавательной деятельности
-Действительно ли математика важна в жизни человека?
Предположение – математика совсем не нужна человеку в обыденной жизни
Предположение — математика нужна человеку только для того, чтобы уметь посчитать сдачу в магазине
Предположение — математика в жизни человека очень значима.
Ребята, я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (геометрические фигуры и посуда). (На доске) (слайд 1)
— Почему вдруг появилась на уроке математики посуда? (слайд 2)
Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение). (слайд 3)
Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Организация познавательной деятельности
Что делает человек, прежде чем создавать изделие? (человек разрабатывает проект)
-Что такое проект?
Проект-( от греч. «путь исследования»)- приобретение знаний в процессе планирования
Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?
— Где об этом мы можем узнать?
Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта.
Какие задачи поставим перед собой?
Узнать: как люди украшали посуду, зачем они украшали?
Что такое орнамент?
Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры, оформлять ими посуду.
Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым. Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент? Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. С чем можно сравнить орнамент?
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».(слайд 4)
Вывод: узор — а) Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п. б) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок. (слайд 5)
-Для чего создавали орнамент, узор?
-Кто узнал об этом во время создания своего проекта?
Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. ( например: солнце-свет, счастье, птицы- оберег от плохого человека и т.д., мы еще будем говорить о смысле орнамента на уроках ИЗО).Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.
Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т.к. у нас урок математики и мы свяжем это с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.
Занимательные задачи.
Загадки:
1.Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник!
2.Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? Квадрат!
3.Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг!
4.Это всем известно в мире
Что у нас всего четыре.
Четыре стороны
И столько же вершин.
Четырежды важные дела
Мы четырежды совершим!
Прямоугольник.
5.Перед тобой бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается (точка.)
6.Пусть точек будет очень много,
Ты через них веди дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Ты начерти дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся.
Кривою линия зовётся.
Ну а с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Увидишь: ровная какая,
Это линия- (прямая). (слайд 6)
Работа с учебником.
— Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?
— Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49
— Что должно быть в альбоме?
-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине) Слайды (7-8)
Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров, то можно самим научиться создавать узоры и расписывать посуду
Оформить посуду геометрическими фигурами.
Самостоятельная работа.
Теперь ребята я предлагаю вам выступить со своими проектами и показать, что вы смогли сделать и что смогли узнать об орнаменте и узоре. (Выступления учащихся)
Чтобы наш проект остался памятным, я предлагаю вам всем вместе создать свой проект, нарисовать орнамент и раскрасить шаблоны, модель посуды и оформить ее.
Вы работаете в парах, не забываем, что орнамент должен быть геометрическим
Рефлексия учебной деятельности
На партах геометрические фигуры разного цвета.
Показать:
Красные фигуры — если было радостно, интересно.
Жёлтые фигуры — если было спокойно.
Зелёные фигуры — если вас работа не заинтересовала, было грустно.
Подведение итогов
Всё ли удалось решить на уроке?
Что было интересно?
Какие сложности встретились?
Организуется обсуждение выполнения проекта «Узоры и орнаменты на посуде» (с. 48)
Мы узнали о многообразии орнаментов и видов узоров, поняли, что не бывает одинаковых узоров, роспись посуды – это всегда увлекательный и творческий процесс.
Список использованных источников:
1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование;
2. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику;
4. https://infourok.ru/urok-po-matematiki-na-temu-proekt-uzori-i-ornamenti-na-posude-klass-3159066.html
5. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-matematike-2-klass-shkola-rossii.html