Урок-проект "Орнаменты на посуде" 2 класс

Сообщество учителей начальных классов

Тип статьи:
Авторская

Тема: Узоры и орнаменты на посуде.

Актуальность проекта. Узоры и орнаменты встречаются на каждом шагу. Украшая части строений или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Цель проекта: Изучение истории возникновения узоров и орнаментов на посуде. Оформление тарелки узорами и орнаментами.

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно научиться самим, создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.

Задачи проекта:

1.Познакомится с определение узора и орнамента.

2.Исследовать историю возникновения узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды.

3.Создать альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.

4.Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелки.

Предмет проекта: узоры и орнаменты на посуде.

Методы проекта: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Цели:

обучающая: закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;

развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь, активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.

воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Оборудование: презентация, геометрические фигуры.

Тип: изучение нового материала

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая

Планируемые результаты

Предметные:

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях

Развивать творческое мышление, способности, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы

Прививать интерес к математике, как к науке;

Метапредметные:

Понимать, принимать и сохранять различные учебно — познавательные задачи;

Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить, оценить себя, границы своего знания и незнания.

Личностные:

Проявлять мотивацию учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения;

Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Метапредметные связи: технология: организация и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом.

Ход урока.

Актуализация необходимых знаний

Математика повсюду

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму,

Ты вокруг себя найдешь.

Ох, скажу я вам, ребята,

Все примеры не назвать,

Но должно быть всем понятно,

Что математику нам надо знать на пять.

Мотивация познавательной деятельности

-Действительно ли математика важна в жизни человека?

Предположение – математика совсем не нужна человеку в обыденной жизни

Предположение — математика нужна человеку только для того, чтобы уметь посчитать сдачу в магазине

Предположение — математика в жизни человека очень значима.

Ребята, я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (геометрические фигуры и посуда). (На доске) (слайд 1)

— Почему вдруг появилась на уроке математики посуда? (слайд 2)

Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение). (слайд 3)

Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Организация познавательной деятельности

Что делает человек, прежде чем создавать изделие? (человек разрабатывает проект)

-Что такое проект?

Проект-( от греч. «путь исследования»)- приобретение знаний в процессе планирования

Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?

— Где об этом мы можем узнать?

Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта.

Какие задачи поставим перед собой?

Узнать: как люди украшали посуду, зачем они украшали?

Что такое орнамент?

Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры, оформлять ими посуду.

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым. Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент? Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. С чем можно сравнить орнамент?

Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».(слайд 4)

Вывод: узор — а) Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п. б) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок. (слайд 5)

-Для чего создавали орнамент, узор?

-Кто узнал об этом во время создания своего проекта?

Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. ( например: солнце-свет, счастье, птицы- оберег от плохого человека и т.д., мы еще будем говорить о смысле орнамента на уроках ИЗО).Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.

Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т.к. у нас урок математики и мы свяжем это с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.

Занимательные задачи.

Загадки:

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник!

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его? Квадрат!

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!

4.Это всем известно в мире

Что у нас всего четыре.

Четыре стороны

И столько же вершин.

Четырежды важные дела

Мы четырежды совершим!

Прямоугольник.

5.Перед тобой бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка

И на листе получается (точка.)

6.Пусть точек будет очень много,

Ты через них веди дорогу.

Соединяя точку с точкой,

Ты начерти дорожку-строчку.

Дорожка, изгибаясь, вьётся.

Кривою линия зовётся.

Ну а с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Увидишь: ровная какая,

Это линия- (прямая). (слайд 6)

Работа с учебником.

— Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?

— Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49

— Что должно быть в альбоме?

-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине) Слайды (7-8)

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров, то можно самим научиться создавать узоры и расписывать посуду

Оформить посуду геометрическими фигурами.

Самостоятельная работа.

Теперь ребята я предлагаю вам выступить со своими проектами и показать, что вы смогли сделать и что смогли узнать об орнаменте и узоре. (Выступления учащихся)

Чтобы наш проект остался памятным, я предлагаю вам всем вместе создать свой проект, нарисовать орнамент и раскрасить шаблоны, модель посуды и оформить ее.

Вы работаете в парах, не забываем, что орнамент должен быть геометрическим

Рефлексия учебной деятельности

На партах геометрические фигуры разного цвета.

Показать:

Красные фигуры — если было радостно, интересно.

Жёлтые фигуры — если было спокойно.

Зелёные фигуры — если вас работа не заинтересовала, было грустно.

Подведение итогов

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Организуется обсуждение выполнения проекта «Узоры и орнаменты на посуде» (с. 48)

Мы узнали о многообразии орнаментов и видов узоров, поняли, что не бывает одинаковых узоров, роспись посуды – это всегда увлекательный и творческий процесс.

Список использованных источников:

1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование;

2. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику;

3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/12/03/urok-matematiki-po-teme-uzory-i-ornamenty-na-posude

4. https://infourok.ru/urok-po-matematiki-na-temu-proekt-uzori-i-ornamenti-na-posude-klass-3159066.html

5. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-matematike-2-klass-shkola-rossii.html

377
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!