Консультация для родителей «Воспитание игрой»

В период от года до трех лет происходят большие изменения в трех главных сферах: крупная моторика (прежде всего умение ходить), процесс развития речи и предметная деятельность. Своевременное и правильное развитие этих способностей и будет определять дальнейшее развитие вашего ребенка.

В период до года ребенок овладевает орудийными действиями, и происходит это прежде всего в повседневной жизни, когда он сталкивается с необходимостью пользоваться бытовыми предметами. Действия с предметами на первых порах спонтанны и импульсивны.

Ребёнок должен понять смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свои способности и научиться действовать с окружающими предметами правильно. Преодоление спонтанной, импульсивной активности развивает у детей способность владеть собой и своим поведением.

Как только ваш малыш начинает самостоятельно ходить, у него появляется больше способов познания мира. Ведь теперь его руки свободны, и ребенок может ощупывать различные предметы, распознавая их свойства через тактильные контакты. В этот период очень важно обеспечить малышу для исследований как можно большее количество объектов самых разных текстур, форм и видов. И конечно, в это время очень поможет общение с природой – пусть ваш ребенок узнает, что снег холодный, котенок мягкий и теплый, ствол дерева шершавый, галька твердая и гладкая и т.д.

На втором году жизни при нормальном развитии исчезает манипуляторная деятельность, это происходит примерно к полутора годам. И на первый план выходит предметная деятельность или деятельность с предметами. Предметная деятельность является одним из способов познания мира для ребенка в этом возрасте и включает множество различных действий, которые можно совершать с окружающими материалами и предметами. На начальном этапе ребенку интересно переливать, пересыпать что-то из одной емкости в другую; рвать бумагу, траву, цветы; стучать по различным предметам; закрывать и открывать коробочки, шкатулки, двери; прятать и находить вещи, игрушки. Позднее малыш будет сравнивать, научится сортировать и группировать предметы по величине, форме, цвету, структуре. Это поможет ему узнать, что окружающие его предметы отличаются и имеют разное назначение, и что действовать с ними нужно по-разному. Почаще занимайтесь с малышом рисованием, лепкой из пластилина или глины, играйте с ним в песочнице или стройте вместе замки из песка на пляже, делайте аппликации, конструируйте, расширяя таким образом его предметную деятельность.

К двум годам у ребёнка определяется ведущая рука и появляется согласованность действий обеих рук. Это говорит о физиологическом созревании мозга, который позволяет выделить ведущую руку. Согласованность действий обеих рук – это когда ведущая рука проделывает цепь определённых действий, а вторая рука замыкает цепь действий ведущей руки. Согласованность действий рук имеет интеллектуальную основу. Чем ниже интеллект, тем рассогласованность рук более выражена.

К двум годам происходят большие достижения в развитии ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, появляется ориентировка на предметы окружающей действительности. Ребёнка интересует всё, что его окружает, а главное интересует количественная и качественная характеристика предметов.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. Играя, ребёнок осваивает социальные роли, учится и познаёт жизнь. Игра является одним из педагогических средств, стимулирующих развитие познавательного интереса.

Как сказал А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Сам маленький ребенок не всегда способен найти или придумать такое занятие, которое отвечает его возмож­ностям и развивает его способности. Об­рести и реализовать свою активность, а следовательно нормально развиваться, ребенок может только в совместной деятельности со взрослым. Главным условием и основным источником развивающих видов деятельности безусловно является взрослый.

Важно предоставлять малышам выбор игровых сюжетов и игрушек, при этом нужно тактично наблюдать за игрой ребенка, проявлять интерес к его действиям, поощрять их, радоваться тому, как он хорошо играет.

Нужно подчеркнуть, что главная задача взрослого заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой. Это предполагает предъявление ребёнку специальных «интригующих», загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Это всевозможные коробочки с секретом, игрушки с сюрпризными моментами, «чудесный мешочек» и др.

Очень важно создать для ребенка оптимальные условия для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

Важнейшим шагом в развитии игры является введение предметов-заместителей.

Возникновение игровых замещений на третьем году жизни является важнейшим шагом к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре.

Если вы покупаете ребенку игрушки, позаботьтесь о том, чтобы они были безопасными, соответствовали возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие. Порой прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Можно привлечь к изготовлению игрушки и ребенка, что имеет большое воспитательное значение.

Разные умения формируются в разные периоды развития малыша от года до 3 лет с разной интенсивностью. Поэтому при оценке особенностей развития ребенка выявляются показатели в эпикризные сроки.

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

Игра и действия с предметами: Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни). В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых.

Как определить?

1. Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу.

2. Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка) и предложите построить самому.

3. Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается). Ребенок должен выполнить все три действия.

Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия. Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор).

Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос.

Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик», «Дом», «Скамейка».

Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально). Предложите построить ворота.

Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года.

Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр). Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные постройки (стол, стул, кровать). Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников.

Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий.

Возраст 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев

Сюжетная игра: В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий.

Как определить: Понаблюдайте за игрой малыша. В ней должны присутствовать цепочки последовательных логически обоснованных действий (например, сначала нужно помыть лапки мишке, завязать нагрудник, а потом уже его кормить, а не наоборот). Дайте ребенку игровой набор для игры в продавца, доктора или парикмахера. Понаблюдайте, выполняет ли малыш в игре цепочку из 2-3 связанных между собой действий.

Возраст 2 года 7 месяцев – 3 года.

Сюжетная игра: Появляются элементы ролевой игры.

Как определить: Понаблюдайте за игрой ребенка. Он берет на себя роль и выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Сопровождает свои действия речью.

96
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!