Доклад для секционного заседания педагогов дошкольного образования
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот народный великий педагог — родное слово!»
В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Здесь требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов.
Младший дошкольный возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.
- üречь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
- üзначительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
- üпостоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи;
- üсущественное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- üглобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Методы, направленные на развитие речевой активности дошкольников
Приемы развития речи
СЛОВЕСТНЫЕ: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос |
ИГРОВЫЕ: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр |
НАГЛЯДНЫЕ: показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении правильномупроизношению |
ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание) КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ) |
В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Важным условием для развития речи детей является создание речевой среды в группах.
К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. Центр речевой деятельности является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные:
— книжный уголок;
— дидактический, наглядный материал;
— разные виды театров.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи нам дает большой эффект использование малых форм фольклора, а именно, использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.
Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”, “Чики – чики — чикалочки”
Для развития артикуляционного аппарата ребенка используем специально подобранные упражнения. Их используем как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.
Звукоподражание — эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинаем с малых лет.
А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” Происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Так же в работе с детьми используем упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие, которые способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает: вопросы, указания, объяснения, пояснения, показ.
Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.
Немаловажную роль в развитии речи играют музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Поэтому в своей работе мы используем игры, массажы и упражнения с движениями кистей и пальцев рук («Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие), которые стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. А также широко используем конструкторы ЛЕГО крупного размера.
На занятиях по изодеятельности детей мы знакомим с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста нами осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры.