План по самообразованию
Актуальность темы.
На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать математические способности детей, начиная с дошкольного возраста, об этом сказано не только в ФГОС ДО, дошкольных образовательных программах, но и в Концепции развития математического образования в РФ.
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича — это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие, а полноценное сенсорное развитие — основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка.
Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников.
Задачи:
стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
активизация мышления, внимания, восприятия, памяти;
повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.
- развивать познавательные, интеллектуальные способности детей;
- повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение;
- развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы;
- тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов;
- создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Перспективное планирование на 2022-2024 учебный год
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление с передовым педагогическим опытом. | Составление плана работы по самообразованию. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Анализ особенностей группы. | Приобретение материала для изготовления игр. Литература для изучения: из различных Интернет – источников, а так же из методических пособий В.В. Воскобовича. |
Октябрь | Разработка комплексного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В.В. Воскобовича математического содержания. | Беседы с детьми. Беседы с родителями. | Сбор дополнительного материала по теме «Использование игр В.В. Воскобовича для развития математических представлений у детей» из Интернет – источников. Консультация для родителей «Веселая математика дома». |
Ноябрь | Создание дидактической игры «Геовизор». Составление игровой картотеки для «Геовизора». Подготовка к консультации для педагогов на тему: «Математика –интересная стана». | Ознакомление детей с игрой «Геовизор» | Проведение консультации для педагогов на тему: «Математика –интересная стана». Выставка игр, сделанных воспитателем. |
Декабрь | Создание дидакти-ческой игры «Геоконт». Составление игро-вой картотеки для «Геоконта». | Мастер – класс «Полноценное и всестороннее развитие детей через игровые технологии Воскобовича».Цель: Использование логико — математических игр В.В. Воскобовича для обучения и интеллектуального развития детей». | Рекомендации для родителей «Игровые пособия В.В. Воскобовича своими руками». |
Январь – Февраль | Знакомство со строением игр В. В. Воскобовича «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича». | Проведение познавательных занятий с использованием игр В.В. Воскобовича. Мастер – класс для педагогов «Использование игр В.В. Воскобовича для развития математических представлений у детей» | Консультация «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» |
Март | Проект совместной деятельности с родителями по ознакомлению с развивающими играми В.В. Воскобовича. | Открытое мероприятие для родителей по игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» | Консультация для родителей «Игры Воскобовича – играем дома» |
Апрель | Подготовка к проведению мастер — класса для педагогов «Развивающие игры Воскобовича математического содержания». | Проведение мастер-класса для педагогов на тему: «Развивающие игры Воскобовича математического содержания». | Оформление папок-передвижек «Играем вместе с детьми» и «Роль развивающих игр для детей» |
Май | Оформление результатов работы по теме самообразования | Работа над созданием презентации и методических материалов. | Презентация развивающих игр В.В. Воскобовича с демонстрацией методических пособий и игр изготовленных самостоятельно. |
На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать математические способности детей, начиная с дошкольного возраста, об этом сказано не только в ФГОС ДО, дошкольных образовательных программах, но и в Концепции развития математического образования в РФ.
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича — это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие.
Замечено что дети, обучающиеся по популярной методике В.В. Воскобовича, как в детских садах, так и дома, имеют высокую готовность к школе, владеют быстрой техникой чтения, выполняют математические задания быстрее сверстников. Такие дети имеют произвольное мышление и отличную память.
Сейчас им создана целая методика, включающая 50 развивающих игр. Методика Воскобовича пользуется большим спросом в развитии дошкольников как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания.
Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры:
- направленные на творческое конструирование;
- развивающие логику и воображение;
- обучающие чтению;
- развивающие математические способности.
Самыми известными и интересными играми являются «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачная цифра» и др. Среди детей наиболее любимыми являются «Ларчик», «Игровизор», «Змейка», «Чудо Крестики», «Прозрачный квадрат» и многие другие.
Игра «Геоконт» предназначена развивать творческое конструирование у детей. В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Помогают детям выполнять задания такие сказочные персонажи, как малыш Гео, ворона Метра. С помощью неё дети могут увидеть и провести контуры геометрических фигур. Игру можно усложнять для достижения наилучшего результата, она полезна для формирования и закрепления математических представлений, как у дошкольников, так и младших школьников.
«Квадрат Воскобовича» помогает детям развить логику и воображение. Эту игру называют по-разному: «Косынка», «Вечное Оригами», «Кленовый листок». Квадрат может трансформироваться в другие фигуры. Помогают ребенку найти ответ в задачах папа Прямоугольник, мама Трапеция и дедушка Четырехугольник.
Изготовить двухцветный квадрат на каждого ребенка можно самим. Для этого понадобится нетканый материал (он хорошо сгибается). На него наклеивается плотный картон в виде треугольников (32шт:16 красных и 16 зеленых).
Знакомство детей с квадратом можно начать в стихотворной форме:
В волшебной стране фигурок разных
Живет квадратик, смешной и веселый
То как девица он красный,
То как травка – совсем зеленый.
Тот квадратик необычный,
Мне не скучно с ним играть,
С ним могу я очень просто
Знаменитым волшебником стать.
Превращу его в кораблик
Иль в конфету, или в дом,
В мышку, в ежика и в рыбку,
Нам с ним весело вдвоем.
Знакомя детей с квадратом можно предложить такие задания:
- «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);
- «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);
- «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
- «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)
Затем познакомить детей со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
«Кораблик Брызг-Брызг» — это игра, развивающая математические способности. Мачты корабля построены по цветам радуги. Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание детей.
Если рассматривать более подробно игры, развивающие математические способности, то можно выделить такие игры, как «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Логоформочки» и др.
«Математические Корзинки» помогают ребенку запомнить числа, освоить счёт, научиться складывать и вычитать в пределах пяти, затем десяти. Заданием является сложить все грибочки в корзинки и заполнить ими весь формат игрового поля. Таким образом, дети наглядно видят и запоминают состав чисел.
«Волшебная восьмёрка» — это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. У всех деталей, из которых состоит цифра, одна сторона однотонного цвета, а другая окрашена в один из цветов радуги.
С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. Игровое поле состоит из 25 квадратов, разделённых пополам пунктиром. В этой игре используется 5 эталонных фигур — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Они окрашены в красный цвет для более лёгкого запоминания их ребёнком. Суть игры в том, что ребёнок подбирает необходимый вкладыш к рамке и составляет фигуры по образцу. Дальше он может самостоятельно сложить другие фигуры или «дорисовать» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.
Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; можно обучать счету или чтению, параллельно развивая мышление, логику, память и другие психические процессы.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.
Игры В.В. Воскобовича уже успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования в ДОО.
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Используя развивающие игры Воскобовича, я пришла к выводу, что познавательный интерес детей на занятиях по математике стал более глубоким, устойчивым и действенным. В процессе таких игр решаются задачи, которые способствуют формированию и развитию у дошкольников математических представлений. Дети проявляют внимание и заинтересованность к математическим занятиям и играм, наблюдается устойчивый интерес к выполнению заданий с математическим материалом, большинство детей выполняют задания самостоятельно, увеличилось количество детей, которые в самостоятельной деятельности выбирают игры математического характера.
Список литературы
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.