Консультация для родителей

МАДОУ «Детский сад №82»

Воспитатель: Лямзина Н.П.

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослых у ребенка к пяти годам начинают складываться важные моральные чувства и понятия, некоторые нравственные черты поведения, такие ка трудолюбие, правдивость, уважение к старшим, доброжелательное отношение к товарищам. Особенно актуальным этот вопрос является в настоящее время в условиях вынужденной домашней самоизоляции, когда ребенку и другим членам семьи приходится большую часть времени проводить в непосредственном общении друг с другом.

Нет детей по природе своей ленивых, злых и лживых. Подобные отрицательные проявления есть результат ошибок воспитания.

Своевременное, правильное воспитание – дело гораздо более легкое и радостное, чем перевоспитание, требующие больше знаний, сил, терпения. Оно нелегко дается не только взрослым, но и самому ребенку.

Нет таких родителей, которые не стремились бы правильно воспитывать своих детей, не мечтали бы об их счастливом будущем. Каждая мать и каждый отец хочет, чтобы ребенок вырос честным, правдивым, скромным, трудолюбивым, обладающим всеми качествами, присущими передовому современному человеку. Но одного желания правильно воспитывать своего ребенка еще недостаточно. Воспитание требует и заботы, и большого терпения, и знаний, которые помогают родителям находить ответы на многие трудные вопросы воспитания.

В этой беседе мне хочется рассказать, как наиболее успешно воздействовать на формирование личности дошкольника.

  • 1.Пример и авторитет взрослых.

С первых лет жизни малыш развивается духовно под влиянием самых близких людей – отца, матери и других членов семьи. Под их воздействием начинает формироваться личность ребенка. Вся повседневная жизнь семьи, поведение окружающих людей, их разговоры, поступки, суждения являются для ребенка примером. Сила примера основана на склонности и способности малыша к подражанию.

Дети очень чутки и восприимчивы, они прислушиваются к разговорам взрослых, приглядываются к отношениям родителей, перенимают всё то, что делают отец, мать, старшие братья и сестры. Взаимоотношения взрослых членов семьи служат источником нравственного поведения ребенка. Поэтому и говорится, что первую школу морали он проходит в семье. От того, каков личный пример родителей, будет во многом зависеть формирование поведения ребенка, его привычек, характера.

Воспитательное воздействие семьи постоянно, непрерывно – в этом его сила. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговаривает с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…

Личный пример родителей и воспитателей производит на ребенка большое впечатление. Он верит во все то, что делают родители, педагоги, он считает все это важным и необходимым, мечтает стать такими как они.

  • 2.Согласованность в воспитании.

Главное условие правильного воспитания детей в семье – полная согласованность родителей в требованиях. Если отец запрещает то, что разрешает мать, а мать запрещает то, что разрешает отец, — это сбивает ребёнка с толку. А в дальнейшем он будет пользоваться такой недоговоренностью между взрослыми и действовать так, как это ему выгодно. Такая же двойственность в поведении ребенка может возникнуть, если нет единства в требованиях семьи и детского сада. Причина здесь в том, что отсутствует договоренность между детским садом и семьей. Ребенку трудно судить кто прав – воспитатель или мама и бабушка, и он ведет себя в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду и дома.

А требования эти различны. Отсюда и двойственность в поведении малыша. Единство в требованиях дает возможность «упражнять» дошкольника в моральных поступках, выработать у него правильную оценку того, что хорошо, а что плохо. Ребенок постоянно будет закреплять навыки правильного поведения и в детском саду, и дома.

Для того чтобы обеспечить единство требований к детям, нужно всем взрослым членам семьи не допускать разногласий и расхождений в словах и делах и быть одинаково требовательными. В отсутствие ребенка взрослые могут договориться между собой о тех требованиях, которые они будут предъявлять детям.

  • 3.Чувство меры в воспитании.

Чувство меры имеет исключительно большое значение в требованиях родителей к детям. Наши дети часто страдают не от недостатка любви со стороны родителей, а от избытка этого чувства.

Большую ошибку допускают родители, когда свои требования к детям не сообразуют с их возрастом. Дети растут, а требования по-прежнему остаются теми же, так как родители все еще считают их «маленькими».

В семье, где не требуют от ребенка ответного заботливого отношения к родным, где ребенок считает, что всё самое лучшее предназначено ему, растет будущий эгоист. Его постоянные требования и капризы взрослые члены семьи выполняют беспрекословно, а от него ничего не требуют.

Такие ошибки допускаются в тех семьях, где счастливое детство понимается, как жизнь без какого-либо труда, без обязанностей, без чувства долга.

Другая крайность – отсутствие достаточного внимания к детям со стороны родителей.

Родители должны знать интересы своих детей, не отмахиваться от их вопросов, нужно уметь внимательно и серьезно выслушивать их. Дети всегда должны чувствовать душевную близость со своими родителями, их глубокий интерес ко всем своим делам.

  • 4.Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения ребенка.

Уже в первые годы жизни малыш усваивает простейшие правила нравственного поведения. С возрастом эти правила усложняются. Постепенно с помощью взрослых ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохим. Начиная с четырех-пяти лет он уже может оценивать свои поступки и поведение товарищей. Правда, суждения детей этого возраста о хорошем и плохом очень своеобразны, поверхностны, часто не обоснованы. Взрослые должны учить детей понимать хорошие и плохие поступки, воспитывать на положительных примерах жизни.

В зависимости от условий воспитания ребенка в семье, от индивидуальных его особенностей нравственное поведение вырабатывается у одних детей быстрее, у других медленнее. У одних положительные навыки устойчивее, у других – менее устойчивы.

Поведение ребенка будет более правильным, если в подходе к нему взрослые проявляют известный такт и умения. Окрик заставляет ребенка подчиняться, но не убеждает его в необходимости поступить именно так, как этого требуют взрослые. Бесконечные уговоры вызывают капризы, содействуют проявлению упрямства. Спокойный, ровный, требовательный тон лучше всего воздействует на ребенка. С самых ранних лет надо приучать детей к тому, чтобы указания родителей выполнялись точно и безоговорочно. Это достигается в том случае, если указания даются с достаточной требовательностью, если ребенок за этими указаниями чувствует справедливость.

Иногда взрослые допускают огромную ошибку, «покупая» у детей хорошие поступки: «Если ты будешь хорошо вести себя, я куплю тебе воздушный шар». Это впоследствии нередко приводит к тому, что родители, будучи не в силах выполнить требования ребенка, постепенно теряют над ним власть, свой авторитет. Дети в таких семьях вырастают избалованными и, уже став взрослыми, продолжают постоянно предъявлять требования к родителям, не считаясь с их возможностями, забывая при этом о своих обязанностях.

  • 5.Воспитаниев процессе деятельности.

Нравственное воспитание успешнее всего осуществляется в процессе деятельности, доступной ребенку.

Велико значение игры в формировании личности ребенка. Понаблюдайте за ним, когда он играет с другими детьми, и многое для вас раскроется. Легко увидеть, хороший ли он товарищ, умеет ли играть с другими детьми, если нужно – уступить игрушку, поступиться своим желанием ради других, не обидеть младшего, оказать ему вовремя помощь. В жизни детей игры занимают большое место. Почти все свободное время ребенок проводит в игре. В играх он отражает труд взрослых, все то, с чем постоянно встречается дома, в детском саду, на улице и что больше всего произвело на него впечатление.

Внимательная мать не раз взглянет на играющих детей, прислушается к их разговорам, поинтересуется, во что они играют, одобрит, если играют в хорошую игру, сумеет отвлечь их внимание от плохой. Наблюдения за детскими играми помогают взрослым понять душу ребенка, его интересы, особенности характера. А ведь только тогда можно правильно воспитывать ребенка, если его действительно знаешь.

Как лучше отвлечь детей от нежелательных игр? Маленькому ребенку в отдельных случаях достаточно запрещения взрослого, сделанного категорическим тоном. Более старших надо отвлечь, переключить их внимание на другую игру положительного содержания. Воспитатели детских садов широко используют этот приём.

  • 6.Воспитательноевоздействие детской литературы.

Говоря о нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка. Книга – могучее средство воспитания: живыми, впечатляющими образами воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией к положительным героям, ненавидеть глупых, злых, жадных, завистливых.

Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Стёпе, смелому пожарному Кузьме. И никому не хочется быть похожими на героев их этих произведений: на девочку-ревушку из книги А. Барто, мальчика –неряху из «Мойдодыра» – это вызывает у детей осуждение, насмешку.

Читая малышу литературное произведение, взрослый становится как бы посредником между книгой и ребенком, ведь дети-дошкольники еще не читатели, а только слушатели. Взрослый должен так прочитать текст, чтобы его содержание дошло до сознания ребенка, затронуло его чувство, чтобы он хорошо представил образы, созданные автором.

После чтения иногда полезно задать малышу 2-3 вопроса с целью убедиться, насколько правильно воспринято им содержание книги. Старшему дошкольнику сразу после чтения вопросов можно не задавать, чтобы не разрушить художественного впечатления, произведенного книгой. К тому же дети в этом возрасте способны в значительной мере самостоятельно понять содержание и мораль книги.

В настоящей беседе мне бы хотелось отметить, что воспитание детей в современном обществе в духе со временем этого общества является обязанностью каждой семьи. Родители должны проникнуться ответственностью перед государством за воспитание и дальнейшую судьбу своих детей – его будущих граждан.

107
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!