Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей здорового образа жизни»
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера: где знакомят детей с элементарными научными знаниями о строении организма; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания необходимо решать во всех видах детской деятельности. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал преподносить с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использовать наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.
Прежде всего, важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с младшего дошкольного возраста. Использовать различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорить: «Моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитировали движения, так же использовать различные иллюстрации, пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры читала народные потешки, песенки. Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.
Старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме нужно обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Сделай компьютер своим другом», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Для исследовательской деятельности важен метод самообследования. Так
при изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки. В процессе работы ребята понимают важность гигиенических процедур для своего здоровья В программу таких мероприятий можно включать задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?» «Чем помочь книге, испорченной чернилами?»
Проводя «Уроки здоровья»на темы:«Зачем тебе глаза, уши и т.д.?»
Можно предлагать детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя, нарисовать что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делают выводы, почему им было трудно выполнить задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.
В педагогическом процессе можно использовать дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.
В результате, дети самостоятельно приходят к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем.
После того, как дети научились называть, показывать свои органы чувств и части тела, объяснять, зачем они человеку, можно переходить к следующему этапу.
Помогать детям найти ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Например: Когда речь идет о частях тела – руках, ногах, беседовать об их строении и функционировании, Задавать вопросы: « А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?» Проводить такие эксперименты: «Встань на скамейку, не сгибая ног в коленях».
Следующим этап овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.
После того как дети на практике, в жизни, убеждаются в важности органов чувств и частей тела, приступать к обучению их тому, как нужно беречь своё тело, своих помощников. Проводить с детьми беседы о том, что нам вредит или есть враги у моего организма? Среди таких «врагов» можно выделить, по меньшей мере четыре: грязь, опасные предметы, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук). В беседе можно использовать стихи К. Чуковского, А Барто, В Маяковского и других поэтов.
Цель бесед – вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить их способам заботливого отношения к себе. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом.
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников, а чтобы сделать родителей своими союзниками, проводить беседы, консультации где родители не только получают теоретический материал, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, гимнастика для глаз, разновидности закаливания, оздоравливающий массаж, сеанс точечного массажа, «путешествие в страну целебных звуков» и др. ). Такой союз способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников.
В процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Методы и приёмы работы с детьми по воспитанию здорового образа жизни.
рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры-тренинги;
игры-забавы;
подвижные игры;
психогимнастика;
пальчиковая и дыхательная гимнастика;
самомассаж;
физкультминутки.