Этнокультурное развитие детей посредством использования различных видов деятельности
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира.В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Этнокультурное развитие детей среднего дошкольного возраста осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Игра в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Игра очень созвучна природе ребенка. В практике работы с детьми, а именно в совместной образовательной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, во время праздников, на прогулках, мы используем мордовские народные игры. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
В совместной образовательной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, во время праздников и развлечений, на прогулках мы используем такие мордовские подвижные игры как: «В зайчиков», «В гусей и волка», «В круги», «В белочек», «В журавлей», «В волков». Данные игры развивают у ребенка сообразительность, быстроту реакции, двигательную активность, выносливость, внимательность, умение быть осторожным и действовать согласно правилам. Но и не меньшее значение данные игры имеют для развития словаря детей. Играя в любую подвижную игру, мы обязательно называем ее на мордовском языке (например игра «В волков» – на эрзянском языке – «Верьгизнесэ», на мокшанском языке – «Врьгазкс», «В журавлей» — на эрязянском языке «Каргинесэ», на мокшанском языке – «Каргокс»). Изучая правила игры, мы вместе с детьми распределяем роли и называем главных персонажей на мордовском языке (например – волк – верьгиз, медведь – овто). Все эти игры помогают нам раскрыть для детей богатство родного слова, разнообразие мордовской культуры.
Мною были модифицированы общеизвестные детям игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам мордовской культуры такие как: «Цифровые пазлы», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Лото», «Наряди куклу».
Цель этих игр:
— воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом;
— воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет;
— воспитывать патриотизм, уважение к культурному наследию;
-развивать познавательный интерес к национальным играм;
— развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность;
— развивать умение у детей действовать по правилам.
Постепенно, после внедрения мордовских народных игр в образовательную практику, дети приобретают умение самостоятельно организовывать народные игры в соответствии со своими желаниями и возможностями не только в помещении, но и на прогулке, запоминают игры и с удовольствием играют в наиболее полюбившиеся им. Во время игр у детей создается положительный эмоциональный настрой, формируется саморегулирование и самоконтроль.
Так же в работе с детьми мы широко используем такой вид деятельности как восприятие художественной литературы, фольклора. Дети с удовольствием слушают произведения мордовских поэтов. После каждого прочтения мы обязательно ведем обсуждение сказки, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Среди художественных произведений, детям особенно запомнились мордовские сказки, такие как «Как собака друга искала» и «Диль-диль, дедынька»; стихи мордовских поэтов (П.Мокшанцев «Осень», А.Ежов «Кот и воробей», Ф. Бобылев «Хомяк» и другие). Вместе с детьми заучивали наизусть мордовские прибаутки («Давай, дружок, помиримся», «Ах, Любушка, Любушка»).
В процессе изобразительной деятельности особая роль отводится народно-прикладному искусству Мордовии, которое представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. Художественное творчество мордвы выделяет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Знакомство детей народным художественным промыслом, отображение их в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) – все это происходит на комбинированных занятиях. С огромным интересом дети изучают национальный костюм и его элементы, национальный орнамент, знакомятся с работами народных художников. В самобытном искусстве Мордовии заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребенком.
Немаловажное значение в этнокультурном развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться, замечать характер музыкальных произведений. Музыка обладает особой силой воздействия на чувства.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по — настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.