Консультация "Организация игры с игрушками персонажами в докольном возрасте"

Организация игры с игрушками-персонажами

Все образные игрушки можно разделить на две группы: персонажи-реплики и универсальные игрушки. Первые представляют собой копии персонажей из мультфильмов или книжек (Чебурашка, Финдус, Лунтик, Человек-паук и др.). Такие герои, с одной стороны, легко узнаваемы и очень привлекательны для детей, а с другой — жесткаязаданность их образа резко ограничивает диапазон исполняемых детьми ролей и не позволяет им перевоплотиться в кого-то другого. При этом лишь некоторые из них соответствуют дошкольному возрасту. Многие персонажи (н: дростков и взрослых. Поэтому игра с ними остается на уровне примитивных, понятных маленьким детям действий, зачастую агрессивного характера. В детском саду таких игрушек по возможности лучше избегать.

Универсальные игрушки-персонажи — это куклы (разного пола и возраста) и животные (заяц, лиса, медведь и др.) с достаточно характерными признаками образа. В силу своей открытости и условности они могут стать персонажами разных историй.

В детском саду обычно есть как игрушки-реплики, так и универсальные игрушки. Однако разыгрывание историй и постановку спектаклей лучше сорганизовывать с универсальными игрушками. Тогда одни и те же игрушки могут раз от раза перевоплощаться, менять роли и становиться разными персонажами, а персонажи-животные даже фигурировать в различных историях. Это способствует развитию мышления и воображения, которое позволяет детям «преодолевать» материал, т.е. видеть в игрушке свой образ и наделять его различными качествами. Характер игрушек-персонажей, как и разыгрываемых сюжетов, зависит от возраста детей.

Ассортимент персонажей по возрастам

На каждом возрастном этапе выбор игрушек-персонажей определяется подходящими для него художественными произведениями.

С 2,5 лет можно вводить «универсальный» набор для разыгрывания сказок. Состав его может варьировать, но в основе должна быть семья из трех поколений и основные сказочные животные: медведь, лиса, волк, мышь, собака, кошка и т.п.

С 4-летнего возраста, с появлением в жизни детей героических и волшебных сказок, к вышеперечисленным могут присоединиться условные персонажи волшебных сказок: Баба Яга, Кощей, король, королева, принц и принцесса (они же царь и царица, царевич и царевна), дракон или другое чудище и т.п. Такие персонажи также должны быть условными, с соответствующими атрибутами: например, легко снимаемыми и также легко надеваемыми короной или ободком у принцессы, мечом или плащом у воина и т.п.

После 5 лет можно вводить игрушки-персонажи одновременно с соответствующим данному возрасту произведением. Заметим кстати, что игрушек по мотивам подростковых сюжетов следует по возможности избегать или отводить им в игре особое место.

Для режиссерских игр и спектаклей нужны устойчивые фигурки, чтобы их было легко ставить не только на пол или стол, но и на не столь ровную поверхность. Важно чтобы игрушки были соразмерны между собой.

Игры с игрушками-персонажами в разном возрасте

Поскольку игрушки-персонажи всегда являются знаком какого-либо сюжета, прежде всего они становятся материалом для сюжетной игры. Важно, чтобы сюжет был знаком детям. Поэтому желательно неоднократно рассказывать или читать детям сказки либо рассказы, участниками которых являются персонажи, отраженные в образных игрушках. Вместе с тем содержанием игры не может стать точное воспроизведение заранее разработанного сценария и заученных слов. Игра — это не постановка заранее продуманного спектакля. Это всегда активное, творческое воссоздание того, что понятно и значимо для ребенка. В той или иной мере игра включает собственный опыт ребенка и его отношение к действительности.

Игра — процесс творческий, спонтанный. Но взрослый должен создать условия для разных видов сюжетной игры, игры «в других». Это даст ребенку дополнительные возможности развития

Развитие игры с персонажами проходит определенные этапы. Сначала младшие дошкольники лишь наблюдают за игрой взрослого и получают пример обращения с игрушками-персонажами в драматизации или игре. Именно восприятие показа и подражание.

Затем возникает свободная игра с персонажами, и элементы подражательной драматизации постепенно преобразуются в сочинение собственных историй в режиссерской игре.

После, в возрасте 5-6 лет, режиссерские игры могут быть вытеснены свободными ролевыми играми по знакомым сюжетам и ролевыми играми-драматизациями.

И наконец, у старших дошкольников игра с персонажами может развиться до самостоятельных постановок-драматизаций знакомых сказок и сочинения сказочных историй.

Участие воспитателя в игре детей разного возраста.

Чтобы игра действительно увлекла детей и затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет их деятельность: он помогает детям преодолеть затруднения, одобряет их достижения по созданию пространства, преодолению затруднений.

Очень важна помощь взрослого в сооружении игрового пространства в качестве опоры, в осмыслении игровой ситуации. В 3-4 года помощь заключается в содержательной и технической инициативе взрослого, для чего в нужный момент свои реплики следует перемежать вопросами типа: «А где будет у нас кровать? Вот только одной-то кровати мало, там кроме МихайлыИваныча жили еще Настасья Петровна (пауза) и Мишутка. Еще и стол со стульями… Как же их всех разместить? Домик маловат, давайте стены чуть раздвинем...» — и сам создает необходимый реквизит.

К 4,5-5 годам, по мере развития игровой инициативы и умений детей, взрослый может лишь давать идеи по организации игры, но предоставлять самим детям возможность для создания игрового пространства.

Для детей 5-7 лет снова нужна помощь, так как их замыслы и пространственные задумки становятся слишком сложными. И тут важно помогать осуществить проект. Масштабность и сложность сооружений больше свойственны мальчикам. А девочки чаще с большим энтузиазмом создают спектакли-драматизации с персонажами.

Иногда можно видеть, как сюжет быстро себя исчерпал или толком никак не завяжется и как вот-вот игра превратится в возню и беготню. Тогда полезно прийти с каким-то новым персонажем и от его имени войти в игру. «Скажите, пожалуйста, где тут больница? У меня болит живот, нужен Доктор Айболит». И дальше недоуменно, будто от имени присутствующих детей задавать вопросы: «Где же доктор? Может быть, вот он, доктор? А как мы поможем ему одеться и собраться? Что доктору нужно? Вот и готово! Проходите, пожалуйста!».

Вероятно, найдутся скучающие дети, которые мешают и даже разрушают игровое пространство других. Это не от злого умысла, а от того, что ребенок не может сосредоточиться и не умеет играть. Как правило, дети не принимают такого ребенка в игры, и свое желание общаться он может удовлетворить только в разрушительных действиях. Подобного ребенка можно увлечь игрой в паре со взрослым, игрой по мотивам сказки или известной ему истории. Более тесное взаимодействие позволит такому ребенку чувствовать себя уверенно. Необходимо на протяжении длительного времени персонально поддерживать его, помогать ему почувствовать себя и свое поведение.

Как приручить монстра

В последнее время появилось огромное количество различных «страшных» игрушек. В большинстве своем они являются персонажами мультфильмов. Среди наиболее популярных можно отметить персонажей сериала «Монстр Хай», героев популярных мультфильмов: Винке, Человека-паука, эти образы несут в себе явные признаки агрессии, перенесенных страданий или образы смерти. В отдельных случаях такие игрушки еще и интерактивны, т.е. могут производить различные устрашающие движения, звуки, эффекты.

Естественно, все педагоги категорически возражают против попадания в дошкольные учреждения таких игрушек, которые, тем не менее, остаются модными, пользуются популярностью у современных детей, они хвастаются ими и приходят с ними в детский сад.

Что же может сделать специалист, если дети приносят в группу «страшные», безобразные, с точки зрения взрослых, игрушки?

Чаще всего такой игрушкой ребенок пытается улучшить свое положение в группе сверстников. Поэтому прежде всего следует обратить внимание на сильные стороны самого ребенка и показать, что его преимущества заключаются не в обладании «страшной» игрушкой.

Для такого игрушечного героя стоит найти оптимальное место для его существования. Так педагог четко обозначает границы допустимого в социальном пространстве взаимодействия детей или в обустройстве игрового пространства. Специальная полка на стене или в детском шкафчике будет вполне подходящим местом; при этом можно сказать, что для этих игрушек такое место самое удобное и подходящее.

Можно вместе с детьми рассмотреть особенности игрушки: выражение ее лица (или мордочки), детали одежды, расспросить их о характере, предпочтениях такой игрушки. Помогают самые простые вопросы о том, что любит или не любит этот персонаж, чем он питается, где спит, с кем дружит, чего боится. Такие расспросы помогут самому ребенку лучше узнать свою игрушку, создать ее новый образ и определить место и назначение. В некоторых случаях детализация образа помогает найти истинное место «страшной» игрушки в игре детей. Так, кровожадный монстр может оказаться трусливым зверем, который боится лечения или воды. Вылечив такого персонажа, дети либо меняют свое отношение к герою, либо просто теряют к нему интерес.

Часто агрессивная игрушка в руках ребенка помогает ребенку выразить эти эмоции. Периодическое включение такого монстра в сюжетную игру, придание ему определенного характера, конкретных действий и отношений с другими персонажами будут наилучшим способом его «приручения» и использования в группе детского сада.

Во всех видах игры с игрушками-персонажами взрослый не должен заменять самостоятельные действия даже самых маленьких детей, как это иногда бывает. Он может действовать от имени игрушек, быть продолжением движений играющего ребенка. Главным законом руководства игрой являются понимание и применение развития сюжета (завязка-развитие-кульминация-разрешение) как основы игрового детского действа. Именно поэтому игра дошкольников не может длиться 10-15 минут как перерыв в «более важных» занятиях.

Игра сама по себе крайне важная и сложная деятельность, и для нее требуются время (не менее 30-40 минут) и пространство. Важно помнить, что дети — не пассивные наблюдатели активности воспитателя, а активные участники и в меру своих возможностей авторы своей игры.

96
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!