Проект «Развитие фонематического слуха старших дошкольников с ОНР»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.


Сроки реализации проекта: сентябрь – май.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, педагоги, родители.

«Сознательно читать и писатьможет

только тот, кто понял

звуко-слоговое строение слова».

К.Д. Ушинский

Проблема.

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС.

Цель проекта.

Разработать и апробировать современные технологии развития фонематического слуха с использованием ИКТ у старших дошкольников и сделать её эффективной.

Задачи проекта.

Образовательные

ØФормироватьправильное произношение всех звуков;

ØРазвивать способность узнавать и различать неречевые звуки;

ØРазвивать способность различать схожие звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу;

ØФормировать у детей навыков элементарного звукового анализа;

ØОбеспечить непрерывность формирования фонематического слуха в системе: ДОУ — семья.

Развивающие

ØРазвивать артикуляционный аппарат посредством артикуляционной гимнастики;

ØРазвивать речевое дыхание посредством специальных игровых упражнений.

Воспитательные

  • ØВоспитаниеумения регулировать громкость и силу голоса в соответствии с условиями общения;
  • ØСовершенствование интонационной выразительности речи;

ØРасширение мировоззрения дошкольников.

Гипотеза.

Еслив образовательном процессе по развитию фонематического слуха сочетать как традиционные, так и инновационные средства коррекционного обучения, то это ускорит процесс развития фонематического слуха у дошкольника.

Актуальность и новизна проекта.

Актуальность проекта обусловлена тем, что несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Новизна проекта заключается в создание форм работы с использованием традиционных и современных технологий, применяемых на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).

Исследовательские методы

1. Работа с информационными источниками

2. Наблюдение

3. Беседы, опросы

4. Анкетирование родителей, педагогов

5. Мониторинг развития воспитанников

6. Сравнение полученных результатов.

7. Анализ проделанной работы, отбор нужной информации, оформление презентации

Методы работы по проекту непосредственно с детьми.

Использованы наиболее результативные методы развития фонематического слуха детей.

Наглядные методы:

— Наблюдения

— Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций

— Проведение дидактических игр

Словесные методы:

— Чтение литературных произведений

— Заучивание наизусть

— Беседы с элементами диалога

— Рассказ

— Пояснения

Игровые методы:

— Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр — драматизаций и др.);

— Загадывание загадок.

Практические методы:

— Моделирование, оно основано на принципе замещения схематическими изображениями, знаками.

— Инсценировки

— Упражнения, задания

Наиболее эффективных результатов в работе с дошкольниками можно достичь, если сочетать все группы методов.


Ожидаемые результаты.

У детей:

— будет сформирован высокий уровень развития фонематического слуха;

— повысится интерес детей к логопедическим занятиям;

— наметится динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи;

— появится заинтересованность во всестороннем речевом развитии.

У родителей:

— обогатится уровень знаний родителей по формированию фонематического слуха;

— появится понимание необходимости развития фонематического слуха детей;

— появится возможность объединения воспитательно — образовательного пространства: «ДОУ — семья — ребенок».

— возникнет желание родителей принимать участие в совместных проектах.

У педагогов:

— накопится позитивный опыт применения различных методов и приемов по совершенствованию у детей навыков фонематического слуха.

Этапы реализации проекта.


I этап — подготовительный.(2 половина сентября – 1 половина октября)

1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подборнаглядного и демонстрационного материала, иллюстраций по теме проекта.

3. Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций.

4. Разработка игр, игровых упражнений, практический заданий с использованием ИКТ.

5.Диагностика уровня развития фонематического слуха детей и уровня компетенций родителей по данному вопросу.

6. Анализ диагностирования материалов, педагогических наблюдений.

7. Обсуждение с педагогами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта.

8. Определение этапов работы по развитию фонематического слуха.

1. Создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видеозаписи, картинки). 2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. 3. Памятка для родителей «Календарь речевого развития ребенка»

4. Консультация в папку-передвижку для родителей «Характеристика речи детей»

5. Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните …». 6.Консультация в папку-передвижку «Послушные буквы»

7. Консультация в папку- передвижку для родителей и воспитателей «Развиваем фонематический слух у дошкольников»

8. Семинар-практикум для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»


II этап — основной.(2 половина октября – апрель)

9. Буклет для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей».

Работа с педагогами

Оформление картотеки дидактических игр наформирование и развитие фонематическогослуха детей.

Консультация «Особенности развитияфонематического слуха у детей»

Консультация с показом презентации «Игрына развитие чувства ритма у детейподготовительной группы»

Логопедический практикум «Звуковой анализслова»

Семинар-практикум «Уроки фонетики»

Мастер-класс «Развитие навыказвукобуквенного анализа у детей

дошкольного возраста»

Отчёт учителя-логопеда на педсовете покоррекционной работе с детьми

Перспективный план работы по проекту

Содержание работы Формы проведения Сроки Результат
1.Подготовительный этап
1 Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта сентябрь в течение года Созданы картотеки, подобрана методическая литература
2 Анкетирование родителей. Проведение индивидуальных

бесед с родителями длясбора анамнеза

Анкетирование родителей, беседа сентябрь в течение года Разработаны анкеты для родителей, речевые карты для детей
3 Ознакомление родителей с результатами диагностики Беседа Сентябрь в течение года Информация для родителей
4 Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов,

связанных с проведением

проекта

Беседа Октябрь Совещание для педагогов и родителей
5 Разработка игр, игровых упражнений, практических заданийдля развития

фонематического слуха

Подбор материала В течение года Созданы картотеки игр и упражнений
2.Основной этап
Работа с родителями
1 Выступления на родительских собраниях: «Речь функция головного мозга»

«Влияние фонематического

слуха на школьное обучение»

Сообщение Октябрь Январь Буклеты для родителей
2 Индивидуальные консультации, рекомендации. Беседы Октябрь в течение года Учет консультаций с родителями
3 Показы занятий по автоматизации и

дифференциации звуков.

Занятия В течение года Практическая работа с детьми
4 Буклеты для родителей: «Как играть дома по заданию учителя —

логопеда?»

«Развитие фонематического

слуха у детей»

Ноябрь Февраль Распространение буклетов
5 Оформление информации в уголках групп (папки -передвижки): «Детские и взрослые

трудности звукового

анализа»

«С чего начинать обучение грамоте»

«Город звуков и букв»

Папки- передвижки Декабрь Январь Март Информационные листы папок- передвижек
6 Консультации для родителей: «Как играть в звуки?» Беседы Февраль Информация для родителей
7 Ведение индивидуальных тетрадей Выполнение домашних заданийпо

развитию

фонематического слуха

В течение года Взаимодействие с родителями по тетради для индивидуальных занятий с детьми
8 Открытое мероприятие для родителей «Речевой КВН» Проведение мероприятия Май Сценарий речевого КВН
Работа с педагогами
1 Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей Подбор материала Октябрь Электронная картотека
2 Консультация «Как научить детей слышать и правильно

произносить звуки»

Беседа Октябрь Материалы выступления
3 Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей» Беседа Декабрь Материалы выступления
4 Консультация с показом презентации «Игры на развитие фонематического

слухау детей

старшегодошкольного возраста»

Презентация Январь Электронный материал
5 Мастер-класс «Развитие Навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста» Мастер-класс Март Разработка мастер-класса
6 День открытых Дверей для родителей и педагогов ДОУ «Автоматизация звука Р» Открытое занятие Апрель Посещение открытойНОД
7 Отчёт учителя- логопеда на педсовете по коррекционной

работе с детьми

Педагогический совет Май Оформление результатов деятельности по проекту
Работа с детьми
1 Индивидуальные и подгрупповые занятия Проведение занятий В течении года Разработка конспектов
2 Работа в логопедических альбомах и тетрадях. Проведение занятий В течении года Создание альбомов для самостоятельной и фронтальной работы с детьми
3 Составление коллективного альбома «Моя любимая буква» Подбор материала Апрель Создание коллективного альбома
4 Итоговое мероприятие «В гости к азбуке». Развлечение Май Сценарий развлечения
3 этап. Заключительный
1 Мониторинг уровня сформированности фонематического слуха у детей Диагностика Май Обработка результативности работы по проекту
2 Мониторинг компетенции родителей по вопросу развития фонематического слуха у детей Диагностика Май Обработка анкет
3 Подведение итогов «Наши успехи» Консультация Май Презентация работы по проекту
Самостоятельная деятельность детей.

Проект ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют с сентября по май.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются групповые занятия, составление коллективного альбома «Моя любимая буква», итоговое мероприятие «В гости к азбуке».

Групповые формы работы — подгрупповые занятия, работа в логопедических альбомах и тетрадях.

В индивидуальной форме и парной были организованы индивидуальные занятия, дидактические игры и упражнения

№ п/п Содержание Цель Форма работы Сроки
1 Дидактическая игра «Определи первый звук» Формирование слышать, различать и определять первый звук в слове Индивидуальная Групповая Октябрь
2 Дидактическая игра «Цепочка слов» Формирование слышать, различать и определять первый звук в слове Индивидуальная Групповая Октябрь
3 Игровое упражнение «Найди место звука в слове Определение позиции звука в слове: в начале, в середине или в конце Индивидуальная Групповая Ноябрь
4 Дидактические игры «Кто в домике живет?», «Собери букет» Упражнение в подборе слов с определенным звуком Индивидуальная Групповая Ноябрь
5 Дидактические игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин» Дифференциация сложных звуков Индивидуальная Групповая В течение всего года
6 Дидактическая игра «Найди пару» Упражнение в подборе слова по звучанию Индивидуальная Групповая Ноябрь
7 Игра-головоломка «Построй пирамиду» Определение количества звуков и слогов в словах Индивидуальная Групповая Декабрь В течение всего года
8 Дидактическая игра «Два домика» Определение твердости или мягкости первого согласного звука Индивидуальная Групповая Декабрь В течение всего года
9 Дидактическая игра по серии картинок Определение «третьего лишнего» звука, ориентируясь на начало слова Индивидуальная Групповая Декабрь
10 Дидактическая игра «Четвертый лишний» Различение смешиваемых звуков Индивидуальная Групповая В течение всего года
11 Дидактическая игра «Украсим елку» Деление слов на слоги закрепляется в двух- и трехсложные слова Индивидуальная Групповая Январь
12 Дидактическая игра: куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) Определение по артикуляции нужный звук. Индивидуальная Групповая В течение всего года
13 Дидактическая игра«Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам». Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов Индивидуальная Групповая Февраль В течение всего года
14 Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши», «Добавлялки».скороговорки Развитие фонематического слуха Индивидуальная Групповая В течение всего года
15 Скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи Закрепление правильного произношения звуков, развитие дикции, голосового аппарата, темпа речи. Индивидуальная Групповая Март
16 Рифмованиеслов Различение слов, отличающихся одной фонемой, развитие чувства ритма и рифмы, пополнение словарного запаса, развитие интереса к стихам, к поэзии, русской речи, языку Индивидуальная Групповая Апрель
17 Альбом «Моя любимая буква» Творческая деятельность детей, закрепление изученного материала Коллективная Май
18 Итоговое мероприятие «В гости к азбуке» Отчет о проеденной коррекционной работе Коллективная Май

Работа с родителями.

— Знакомство родителей с темой проекта.

— Анкетирование

— Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании

«Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей

«Календарь речевого развития дошкольника»

— Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух –

основа правильной речи»

— Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для

родителей «Занимаясь с ребёнком, помните…»

— Выступление на родительском собрании «Влияние

фонематического слуха на школьное обучение»

— Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический

слух у дошкольников»

— Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами»

— Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он

забывает, путает, неправильно пишет буквы?»

— Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о

проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж

«Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…»

III этап— заключительный(май)

— Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

— Диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей;

— Диагностика компетенции родителей по вопросу развития фонематического слуха у детей;

— Представление материалов проекта;

— Презентация проекта.

Результаты проекта.

В ходе реализации проекта, в результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию фонематического слуха у дошкольников мы добились следующих результатов:

сформировался высокий уровень развития фонематического слуха у детей;

повысился интерес детей к логопедическим занятиям;

наметилась динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи;

появилась заинтересованность родителей во всестороннем речевом развитии ребёнка.

Проведенная работа по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста привела к следующим результатам, дети стали:

-опознавать звук в речевом потоке;

-находить заданный звук в словах;

-«слышать» заданный звук в разных позициях (начале, середине, конце слова);

-различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки;

-устанавливать количество звуков в слове и их последовательность.

-правильно выстраивать схему слова.

Обследование проводилось по методике М.Ф. Фомичевой, направленной на изучение состояния звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Обследование выявило, что у большинства детей наблюдаются недостаточно высокий уровень сформированности умений: опознавать звук в речевом потоке; находить заданный звук в словах; «слышать» заданный звук в разных позициях (начале, середине, конце слова); различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (например, «шалаш», «шишка»); устанавливать количество звуков в слове и их последовательность; различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки; правильно выстраивать схему слова.

Целью диагностирования в начале работы над проектом и в конце являлось определение уровня развития фонематического слуха дошкольников.

Результаты мониторинга на начало реализации проекта:

Низкий уровень -10 детей – 50%

Средний уровень – 9 детей — 45%

Высокий уровень – 1 ребенок – 5 %

Результаты мониторинга на конец реализации проекта:

Низкий уровень -1 ребенок – 5%

Средний уровень – 8 детей — 40%

Высокий уровень – 11детей – 55 %

Теоретическая значимость результатов.

Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. А это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса. В процессе речевого развития у ребенкавырабатывается фонематический слух.

Поэтому теоретическая значимость результатов проекта способствует созданию оптимальных условий применения традиционных и инновационных методов для формирования фонематического слуха, позволяет находить новые пути и методы его развития, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.

Практическая значимостьрезультатов.

Практическая значимость: материалы данного проекта могут быть использованы на занятиях в детских образовательных учреждениях, могут быть использованы в качестве информационного материала при проведении открытых занятий, родительских собраний по формированию фонематического слуха.

Разработанные материалы можно использовать при работе в других детских образовательных учреждениях.

Познавательная значимость результатов.

Работа по проекту подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.Полученные результаты свидетельствуют, что в итоге реализации практико-ориентированного проекта уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста стал качественно и количественно выше, чем в начале года.

Таким образом, анализ результатов диагностики развития фонематического слуха старших дошкольников показывает, чтосозданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме, что проделанная работа отразилась на успехах детей. Использование инновационных технологий в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес.

Следовательно, проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы по формированию фонематического слуха.

Список литературы:

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников — СПб.: Детство-пресс, 2005.

Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения — СПб.: Реноме, 2012.

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М.: Гном и Д, 2000.

Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». –– СПб., 1998

http://www.maam.ru

http://logopeddoma.ru

http://nsportal.ru

Приложения:

1.Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка».

2.Консультация для родителей

«Формирование фонематического слуха у дошкольников»

3.Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста.

4.Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

5.Семинар — практикум для педагогов детского сада. Игры для развития фонематического слуха «Фонематический слух – основа правильной речи».

6.Итоговое открытое занятие в подготовительной логопедической группе

с ОНР «В гости к Азбуке»

Приложение 1

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.

1. Фамилия, имя ребенка .....................................................................................................................................

Ф.И.О. родителя .....................................................................................................................................

2. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

.....................................................................................................................................

3. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)

....................................................................................................................................

4. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики:
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие психических процессов.

5. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)

................................................................................................................................

................................................................................................................................

6. Как Вы думаете, на что влияет фонематический слух у ребенка -дошкольника.

................................................................................................................................

7. Как развивать фонематический слух у ребенка дома?

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Консультация для родителей

«Формирование фонематического слуха у дошкольников

Слух – это врожденная особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным. Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Это также важно для организма, как наличие рук или ног. Еще находясь в утробе, ваш малыш слышал ваше сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличилось в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребенок различает свой плач. Ребенок слышит все, даже то, на что мы не обращаем внимания.

Мы, взрослые, умеем сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствуюшие. У новоpoжденного слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться в ближайшее время. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребенок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонаций. Частое использование в общении с ребенком его имени позволит ему запомнить это слово. Он еще не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нем, поймет точно.

Вот так с первых минут жизни ребенок развивает свои фонематические процессы. Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха.

Как ребенок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой.

Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Из чего же складывается развитый фонематический слух? Вот его компоненты.

Звуковысотный слух — это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

Восприятие темпа и ритма речи — это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова «кирпичи» произносит «титити». Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Развитый фонематический слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Многие считают, что все выше перечисленное это область работы учителя-логопеда, но какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у вас, родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

Задачи родителей:

— создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

— проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития вашего собственного ребенка.

Для успешных игр со своими детьми дома, предлагаю вам поиграть в ряд игр на развитие фонематического слуха. Игровой материал систематизирован и преподносится в строгой последовательности, соответственно этапам развития у ребенка фонематического слуха. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Игровые упражнения отрабатываются логопедом и закрепляются дома родителями.

Шаг первый:

Узнаем неречевые звуки

Умение определять на слух то или иное звучание и направление звука развивается очень рано — буквально с первых дней жизни. Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик) и т.д.

Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.

Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?»На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Шаг второй:

Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

Игра «Узнай, кто позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра «Близко — далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.

Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Шаг третий:

Различаем близкие по звучанию слова

Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак коза, коса
сок, сук лужи, лыжи
дом, ком, лом, сом мишка, мышка, миска
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка
Зверек-невеличка,
— Ты не бойся — это гусь,
Я сама его… (боюсь).

Мех теплый, как грелка.
Зовут его… (белка).

Грязнулю всегда
Выручает… (вода).

В дом войти боится вол:
— Подо мной прогнется… (пол).

Шаг четвертый:

Различаем слоги

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний сло

482
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!