Консультация
Консультация «Использование интерактивных методов сотрудничества с семьей в интересах ребёнка»
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В наше время большинство родителей озабочено решением проблем экономического характера, что приводит к их самоустранению от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития своих детей, осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Это всё не приносит положительных результатов.
Родители ( законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Современные стандарты дошкольного образования регламентируют не только работу педагога с детьми, но и работу педагога с родителями, что подкреплено Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей(законных представителей)несовершеннолетних обучающихся пункт 3,7.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт- обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)в вопросам развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, что в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.
Цель сотрудничества состоит в том, чтобы создать единое образовательное пространство « детский сад- семья». Данная цель реализуется через следующие задачи:
-установление партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника ;
-объединение усилия для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
В наше время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно — образовательного процесса дошкольного учреждения. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду ДОУ качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, которые имеют собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования .
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.
Я считаю, что важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. Например в: разнообразных программах совместной деятельности: проекты, акции, музеи, в создание условий для творческой самореализации: выставки работ, создание групповых фото выставок; фото и видео отчетов; в организацию образовательного процесса, создании развивающей среды, пребывание и участие родителей на занятиях, организация совместных досугов.
Я разделяю формы работы с родителями на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся такие как: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьёй постепенно утрачивают своё значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом говорит тот факт что родители предпочитают находить необходимую для них информацию в других источниках( интернет, СМИ, детские развивающие центры), нежели в беседе с педагогом. Меняется общество, меняются и запросы родителей. Поэтому всё шире мы стали использоваться новые, активные нетрадиционные формы работы с родителями.
А именно :
-семейные конкурсы, праздники; «День пап», «Маму милую люблю», «Здравствуй осень золотая», « Праздник, посвященный 23 февраля», «Масленица» и др.
-организация и проведение совместных выставок; «Зимняя сказка», «Мой папа – мастер», «Дары осени»,
-тематические акции; « Кормушка для птиц», « Будем огород сажать»
-совместные физкультурные праздники, соревнования;
Слово « интерактив» пришло к нам из английского языка, что означает « интер» — взаимный и «акт»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (компьютер), или с кем либо ( человек). Отсюда следует, что интерактивные формы взаимодействия — это прежде всего диалог, в ходе которого участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссии с оппонентом, осуществляют взаимодействие.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
-обмен опытом;
-выработка общего мнения ;
-формирование умений и навыков;
-создание условий для диалога ;
-группового сплочения;
-изменение психологической атмосферы .
В своей работе по использованию интерактивных технологий я выделяю следующие задачи :
— обмена информацией: служит для информирования, ознакомления, обучения родителей, а тек же для привлечения их к решению задач совместными способами ,
-соединение теории и практики; например наглядная информация в папке передвижке
« Накормите птиц зимой» или « Как правильно изготовит скворечник» реализуется на практике.
-взаимообогащение опыта участников; когда каждый участник вносит свой вклад в какую-либо деятельность, обмениваются опытом, знаниями, умениями например: « По уходу за домашними животными», о том, что он читает своему ребёнку, как организовывает закаливание дома.
-поощрение творчества участников: благодарности в виде грамот, благодарность на странице группы .
Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:
1-опора на личный опыт родителей.
2-позитивные отношения;
3-сотрудничество в процессе общения между собой;
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В интерактивных формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства и диалога, Разнообразие интерактивных форм взаимодейтсвия с родителями, позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.