Конспект беседы в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста «Синичкин день»

Цель: формирование у детей ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи: познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;

-расширить представления детей о всероссийских праздниках;

-развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

-вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Материал и оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; иллюстрации различных видов кормушек, гнезд, запись «Голоса птиц, корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно.

Словарная работа: зимующие; кормушка, заботиться, столовая, отведать, полакомиться, семена подсолнечника.

Ход занятия

Воспитатель. Ей на месте не сидится: Всё летает целый день Суетится, суетится Целый день звенит «тень- тень»! Угадайте что за птица? То весёлая ….

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Экологический праздник 12 ноября – Синичкин день — появился в России несколько лет тому назад. С инициативой о его учреждении выступили представители Союза охраны птиц России. Установили конкретную дату – 12 ноября. Но данный шаг не был случайностью. У славян существует поверье, согласно которому именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «Синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Впрочем, синички не любят тесных контактов с людьми и предпочитают держаться на расстоянии. Даже во время больших холодов синички стараются брать еду из рук человека на лету. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. В народе существуют приметы, связанные с Синичкиным праздником.

-Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.

-Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну.

-Свистит синица — на ясный день.

-Синицы утром пищат — на ночной мороз.

Воспитатель. Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

Воспитатель. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает

Дети. (Воробей).

Воспитатель. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым лее! лее! лее!- поет со свистом!

Дети. (Клест).

Воспитатель. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник

Дети. (Дятел).

Воспитатель. Верещунья, белобока, а зовут её ….

Дети. (Сорока).

Воспитатель. На окне дремала птица: “Галка-галка,

что вам снится?”

Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….

Дети. (Ворона).

6. Серенький, аккуратненький,

воркует сидит, на подружку глядит.

Дети. (Голубь).

Воспитатель. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не даром, галстук красный дан с рожденья…

Дети. (Снегирю).

Воспитатель. Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки!

Дети. (Свиристели).

Воспитатель. А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физминутку

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

После окончания физкультминутки, дети садятся.

Воспитатель. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод. Птицам, которые остаются у нас зимовать, приходится нелегко. Не случайно зимой возле жилищ появляются синицы, снегири, воробьи, в надежде найти какую- нибудь пищу.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель. Все перелетные птицы с первым теплом возвращаются в родные места, в сои гнезда. А как вы думаете почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Вы бы хотели бы, чтобы птицы весной к нам возвратились. А что для этого надо сберечь?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Давайте составим правила о том, как беречь пернатых друзей:

-не разрушать гнезда;

-ремонтировать старые и делать новые скворечники;

-не ломать кусты;

-ухаживать за деревьями: спиливать сухие ветки и убирать их;

-не уничтожать насекомых;

-не жечь траву;

-не бросать мусор на полянках, в лесу, парках;

-не бросать мусор в речку, пруд, озеро, не засорять водоемы.

Воспитатель. А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы! (рассматривание иллюстраций) Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц. Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна! 

Воспитатель. Молодцы, ребята. Мы много узнали о жизни птиц. Давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали. На какие две группы делятся птицы?

Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какие гнёзда строят птицы?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Как можно помочь птицам зимой?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какой праздник отмечают 12 ноября?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы ребята! Сегодня очень много мы с вами узнали о птицах.

265
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!