«Знакомство детей с художественной литературой через произведения С. Маршак.
«Знакомство детей с художественной литературой через произведения С. Маршак. «Как читать ребенку?» (советы родителям)
Книга – источник знаний, источник радости для детей. Самый маленький ребенок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним чудесный мир, увлекает его своим содержанием, помогает воспитанию чувств, характера, отношения к людям и явлениям окружающей жизни. Книжка для ребенка – дошкольника должна быть интересной и занимательной. Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное» Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.
Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Чем моложе маленький читатель, вернее слушатель, тем чище, проще должен быть язык, яснее, звонче стих, выразительнее образ. О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию — так велик его вклад в современную поэзию, в детскую литературу. «Именно на игре слов, — писал Горький, — ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологически называют «духом языка».
То, что Маршак писал для самых маленьких, необычайно действенно. Динамичны сюжет, композиция, сам ритм стихов. Стихи с быстрым, бегущим темпом. Считалочки произносятся без запинки, единым духом. Они сродни игре и часто служат ее началом. Хорошо знакомо детям звонкое, веселое, озорное стихотворение «Мяч» с выразительным концом:
Там
Попал
Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и все
Ритм стихотворения как бы передает короткий и быстрый стук мяча. Образ, данный в стихотворении, настолько ощутим, что оно не случайно пользуется любовью детворы. Дети часто сопровождают им игру. Отчетливые строки «Мяча» можно услышать и как считалочку, и как сопровождение игры с мячом. У Маршака немало подписей к картинкам для самых маленьких. Поэт виртуозно владеет различными формами поэтической речи. «Усатый – полосатый» начинается певучим сказочным зачином: Жила – была девочка» …. И сразу же плавный ритм зачина перебивается простым, прозаическим вопросом, как бы исходя ж ребенка: «А как ее звали?» И в ответ дразнилка: «Кто звал, тот и знал! А вы не знаете». Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересованный. Удачное обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происходящего в рассказе, чувствуют себя «большими и умными»: ведь они – то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить. Обращаясь к детям, С. Маршак делает их собеседниками. Создается внутренняя связь между писателем и ребенком, взаимное понимание. Вместе с ним дети слегка иронизируют не над котенком, нет, — над девочкой, которая заставляет его совершать действия, не свойственные котятам: «Вот какой глупый котенок», дети отлично понимают, что это относится вовсе не к котенку. Именно поэтому удовлетворение у них вызывает конец стихотворения: «А девочка тоже выросла, стала еще умнее…» Малыши с удовольствием слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения. Вместе со своими читателями С. Маршак идет по ступенькам возраста. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки. Поэт начинает с самых обыденных понятий и постепенно расширяет их круг. В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором. Народное творчество для него – источник поэтичности, мудрости, простоты, сокровищница многообразных выразительных средств. Во многих стихотворениях («Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный») Маршак творчески использует традиционные приемы народных сказок, например повтор. Он применяет прибаутки, поговорки: «Открывает щука рот, а не слышно, что поет», «После дождика в саду червяка тебе найду», перефразирует привычные выражения, например в «Сказке об умном мышонке»:
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки- мышки.
В авторизованных переводах английских и других народных песенок Маршак умеет, сохранять национальный колорит, передать веселую прибаутку, причудливый образ, а главное, серьезный тон. Простота и емкость содержания, точна рифма, фонетическая явность помогают быстро запомнить стихотворение. Потому- то стихи Маршака, слышанные в раннем детстве, запоминают на всю жизнь.