Конспект занятия по обучению мордовскому (мокша) языку "Путешествие в зоопарк".
Цель:
выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.
Программное содержание:
Рассширять знания детей об обитателях зоопарка; закрепить в активном словаре названия животных на мордовском языке. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать у детей доброго и заботливого отношения к животным.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие;
Познание;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие.
Методические приёмы:
Беседа, путешествие в зоопарк, знакомство с животными, чтение стихов и потешек, сюрпризный момент. Материал:
декорация зоопарка, картинки с изображением животных (белка, волк, заяц, олень, кабан).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о животных, заучивание мордовских слов, беседа о животных, разучивание подвижной игры «В коршуна».
Методика проведения занятия.
(Дети стоят на ковре ).
Воспитатель: Шумбратада, шабат!
Дети: Шумбратада Светлана Ивановна!
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть животных?
Дети: В зоопарке
Воспитатель: Правильно, в зоопарке. Сегодня, ребята мы с вами отправимся в зоопарк (дети цепочкой строятся за воспитателем и едут с песней «Мы едем, едем, едем»…)
Вот и приехали. Дети чтобы зайти в зоопарк, нам надо сказать как нас зовут на мокшанском языке.
Как мы на мокшанском языке говорим свое имя?
Дети: Монь лемозе…
Воспитатель: Давайте каждый по очереди будет называть свое имя.
Дети : Монь лемозе Полина, монь лемозе Даша, монь лемозе Миша и т.д.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие там животные?
Дети: – Шабат, тя кие?
Дети: –Тя нумол.
Воспитатель : – Лера, а нумолсь кодама?
Лера: –Нумолсь акша.
Воспитатель: – А нумолсь оцю?
Дети: –Аф, нумолсь ёмланя.
Воспитатель: – Денис, нумолсь мезьда пори?
Денис: –Нумолсь пори пурьхкада.
Воспитатель: А давайте вместе вспомним потешку про зайчика.
(Дети вместе с воспитателем хором рассказывают потешку)
Нумолня акшеня
Мес нумолня акшенят?
Нумолня мазыня
Мес нумолня мазынят?
Воспитатель: Шабат, тя кие?
Дети: – Тя ур.
Воспитатель:– Вера, урть кодама пулоц?
Вера:– Урть пулоц паргана.
Воспитатель: – Саша, сонь тюсоц кодама?
Саша: –Сон рыжай.
Воспитатель: А давайте вспомним стишок про белку. (Дети вместе с воспитателем хором рассказывают стих).
Сире урсь кудганза якай,
Кульсы: кати-кие чакай.
-Чак-чак-чак,
-Чак-чак-чак!
Можна, можна, сак сувак.
Воспитатель: – Тя кие?
Дети:–Тя врьгаз.
Воспитатель:–Врьгазсь кодама?
Дети: –Врьгазсь уле.
Воспитатель: – Матвей, сонь пулоц кодама?
Матвей: –Врьгазть пулоц кувака.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, остались животные, имена которых
на мокшанском языке мы не знаем. Хотите узнать, как зовут этих животных?
Дети: Да.
Воспитатель: Это олень, кабан. Олень по-мокшански — вирень тракс, кабан-
вирень тува. (Закрепить с детьми новые слова хором и индивидуально).
Воспитатель: Мы с вами долго гуляли по зоопарку и, конечно же, устали.
Давайте пойдем на полянку и немного поиграем. (Проводиться игра «В
коршуна»)
Воспитатель: Ребята, с какими животными мы сегодня познакомились?
Дети: Олень, кабан.
Воспитатель: А как по-мокшански звучат эти слова?
Дети:Вирень тракс, вирень тува.
Воспитатель: А теперь пора возвращаться в группу. Наш волшебный паровозик уже давно нас ждет, садитесь на свои места. А за то, что вы сегодня хорошо отвечали, волшебный паровозик дарит вам настольную игру «В зоопарк». С помощью этой игры мы познакомимся с разными животными и узнаем много новых мокшанских слов.
Итог занятия.
Литература
1.Детям о Мордовии: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Бурляева, Е.Н. Киркина.-Саранск,2013.-148с.
2.Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О.В.Бурляевой, Е.Н. Киркиной. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.-104 с.