Конспект занятия по обучению мордовскому (мокша) языку "Путешествие в зоопарк".

Цель:

выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.

Программное содержание:

Рассширять знания детей об обитателях зоопарка; закрепить в активном словаре названия животных на мордовском языке. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать у детей доброго и заботливого отношения к животным.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие;

Познание;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие.

Методические приёмы:

Беседа, путешествие в зоопарк, знакомство с животными, чтение стихов и потешек, сюрпризный момент. Материал:

декорация зоопарка, картинки с изображением животных (белка, волк, заяц, олень, кабан).

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о животных, заучивание мордовских слов, беседа о животных, разучивание подвижной игры «В коршуна».

Методика проведения занятия.

(Дети стоят на ковре ).

Воспитатель: Шумбратада, шабат!

Дети: Шумбратада Светлана Ивановна!

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть животных?

Дети: В зоопарке

Воспитатель: Правильно, в зоопарке. Сегодня, ребята мы с вами отправимся в зоопарк (дети цепочкой строятся за воспитателем и едут с песней «Мы едем, едем, едем»…)

Вот и приехали. Дети чтобы зайти в зоопарк, нам надо сказать как нас зовут на мокшанском языке.

Как мы на мокшанском языке говорим свое имя?

Дети: Монь лемозе…

Воспитатель: Давайте каждый по очереди будет называть свое имя.

Дети : Монь лемозе Полина, монь лемозе Даша, монь лемозе Миша и т.д.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие там животные?

Дети: – Шабат, тя кие?

Дети: –Тя нумол.

Воспитатель : – Лера, а нумолсь кодама?

Лера: –Нумолсь акша.

Воспитатель: – А нумолсь оцю?

Дети: –Аф, нумолсь ёмланя.

Воспитатель: – Денис, нумолсь мезьда пори?

Денис: –Нумолсь пори пурьхкада.

Воспитатель: А давайте вместе вспомним потешку про зайчика.

(Дети вместе с воспитателем хором рассказывают потешку)

Нумолня акшеня

Мес нумолня акшенят?

Нумолня мазыня

Мес нумолня мазынят?

Воспитатель: Шабат, тя кие?

Дети: – Тя ур.

Воспитатель: Вера, урть кодама пулоц?

Вера:– Урть пулоц паргана.

Воспитатель: – Саша, сонь тюсоц кодама?

Саша: –Сон рыжай.

Воспитатель: А давайте вспомним стишок про белку. (Дети вместе с воспитателем хором рассказывают стих).

Сире урсь кудганза якай,

Кульсы: кати-кие чакай.

-Чак-чак-чак,

-Чак-чак-чак!

Можна, можна, сак сувак.

Воспитатель: – Тя кие?

Дети:Тя врьгаз.

Воспитатель:–Врьгазсь кодама?

Дети: –Врьгазсь уле.

Воспитатель: – Матвей, сонь пулоц кодама?

Матвей: –Врьгазть пулоц кувака.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, остались животные, имена которых

на мокшанском языке мы не знаем. Хотите узнать, как зовут этих животных?

Дети: Да.

Воспитатель: Это олень, кабан. Олень по-мокшански — вирень тракс, кабан-

вирень тува. (Закрепить с детьми новые слова хором и индивидуально).

Воспитатель: Мы с вами долго гуляли по зоопарку и, конечно же, устали.

Давайте пойдем на полянку и немного поиграем. (Проводиться игра «В

коршуна»)

Воспитатель: Ребята, с какими животными мы сегодня познакомились?

Дети: Олень, кабан.

Воспитатель: А как по-мокшански звучат эти слова?

Дети:Вирень тракс, вирень тува.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться в группу. Наш волшебный паровозик уже давно нас ждет, садитесь на свои места. А за то, что вы сегодня хорошо отвечали, волшебный паровозик дарит вам настольную игру «В зоопарк». С помощью этой игры мы познакомимся с разными животными и узнаем много новых мокшанских слов.

Итог занятия.

Литература

1.Детям о Мордовии: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Бурляева, Е.Н. Киркина.-Саранск,2013.-148с.

2.Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О.В.Бурляевой, Е.Н. Киркиной. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.-104 с.

107
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!