Конспект занятия по профориентации «В мире профессий» ________________________________________
Конспект занятия по профориентации «В мире профессий»
Цель:
- представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей;
- активизация знаний о профессиях;
- повышение уровня психологической грамотности.
Задачи:
- Формирование интереса к профессиям;
- Развитие коммуникативных навыков и креативности мышления учащихся;
- Активизация учащихся к познавательной, творческой деятельности.
Используемые методы:
- Игровые методы
- Арт-терапевтические
Ход занятия
Сегодня мы с вами окажемся не совсем в обычной ситуации, но которая может случиться в нашей жизни, и попробуем решить возможные сложившиеся проблемы. Предлагаю для начала поприветствовать всех участников нашего занятия, для этого просто улыбнемся друг другу.
Упражнение «Выбор»
Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, без родителей, без родственников, у вас нет жилья, нет работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку: вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….
(Для активизации погружения в проблемную ситуацию, на интерактивный экран помещается картина-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей. Показ сопровождается музыкой)
Теперь вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы:
- в каком городе или даже в стране вы находитесь?
- какое у вас время года?
- что вы будете делать? Каковы ваши действия?
- что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
- что будет потом?
После выполнения письменного задания, ученики зачитывают свои ответы. Затем проводится совместное обсуждение.
Комментарий: Во время обсуждения, акцентируется внимание на то, что временные работы – это и временный заработок, а в целом необходимо учиться, для того чтобы научиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы и разобраться в многообразии профессий.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Проблема выбора профессии, профессиональное самоопределение — это дело очень серьёзное. Время очень быстро идёт вперед, и от человека в настоящее время требуется готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни.
Выбор профессии — это не просто «кем быть», это и выбор принадлежности к определенной социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.
Давайте попробуем ответить на вопросы, что такое профессия, специальность, должность. (Представленные вопросы выводятся на экран. После ответов учеников, ответы также выводятся на экран).
Теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и выполнив небольшое упражнение выберем знатока профессий.
Упражнение «Знатоки профессий»
По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель — знаток профессий.
Ребята, вы молодцы! Сколько много профессий вы знаете! А теперь, давайте поиграем и попробуем связать, названные вами профессии. (Ученикам можно предложить сесть в круг на стулья или на пол, в удобной позе)
Упражнение — игра «Цепочка профессий»
Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чём сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
Комментарий:Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях. По ходу игры необходимо иногда задавать ученикам уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа совместно.
При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
Да, ребята, мы с вами отлично поиграли, теперь давайте обратим внимание на экран и выполним следующее упражнение.
Упражнение «Типы профессий»
(На экране представлены различные профессии). Вы уже знаете, что существуют типы профессий и мы с вами пытались соотнести себя к какому-либо из них, поэтому я думаю, что вам будет легко справиться со следующим заданием. Ваша задача, распределить профессии по типам.
Ученики выполняют задание.
Теперь, я снова предлагаю вам поиграть
Профориентационная игра «Три судьбы»
Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.
Инструкция. Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине дующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX стол закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.
Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.
Первый — это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй — выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий — удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье — заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).
Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.
Главные игроки примерно на 3-4 минуты отправляются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Оставшимся ученикам предлагается придумать по 2-3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.
Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.
После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, предлагается начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться — обязательно по имени и отчеству.
После пресс-конференции, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.
Обсуждение
Сначала можно спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками.
Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, можно задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?»
На доске нужно написать критерии различия этих стереотипов предлагаемые участниками.
Труженик (настоящий, а не карикатурный) — это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты.
Лентяй (по определению) — это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: может сделать что-то значительное, но не хочет.
Бездарность — это тот, кто может и очень даже хочет, но совершенно не способен. (Бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом, бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет.)
Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стереотипов?
Теперь, я вам предлагаю отвлечься, садитесь за общий стол, как вам удобно и приступайте к следующему заданию.
Создание общего коллажа на тему «Моя будущая профессия»
(Журналы, вырезки, картинки подготовлены заранее). Коллаж создается под музыкальное сопровождение.
После создания коллажа, вниманию ребят предоставляется небольшой информационный блок.
Существуют определенные правила выбора профессии. Зная главные, доминирующие черты своего характера и особенности поведения, знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться, – ключ к успеху.
- Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
- Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
- Выберите наиболее привлекательную профессию.
- Подробно изучите выбранную профессию.
- Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
- Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
- Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.
Рефлексия «Прогноз погоды»
Ребята, я вам предлагаю рассказать о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорите о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать ваше душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10◦С).
Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) фиксирует маркером на заранее приготовленном ватмане, закрепленном на доске.
После того как высказались все участники, необходимо соединить все отметки температуры в график. Когда график будет построен, ученикам дается возможность проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.
Пример графика
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Вы сегодня многое узнали о себе благодаря выполненным упражнениям. Надеюсь, информация, полученная на нашем занятии, обязательно пригодится вам в выборе профессии. И если вы окажетесь в большом незнакомом городе, то вы не растеряетесь и все у вас получится! (Снова на экран помещается изначальная картинка-фото с изображением большого незнакомого города, со множеством домов, улиц, автомобилей). А теперь пришло время поблагодарить друг друга. Для этого мы проведем заключительное упражнение.
Упражнение «Корзина пожеланий»
Всем ученикам раздаются маленькие разноцветные бумажки, на которых ребята пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и «бросают» свои пожелания в «корзину». Затем, все ученики встают как можно ближе друг к другу и на счет «три», опрокидывают «корзину пожеланий» на себя. (обычно это упражнение приводит ребят в восторг).
Спасибо, ребята! До новых встреч!