Настольно-печатная игра «Вещи заблудились»

Настольно-печатная игра «Вещи заблудились» проводится с целью выявить знания и умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом. Дошкольникам предлагается соотнести элементы одежды с национальным костюмом, домашней утварью и закрыть лишний элемент.

Русский национальный костюм. Мужская одежда – косоворотка, штаны, портки, кушак-пояс, картуз, фуражка, кепка. Женская одежда – рубаха со складками к вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом. Головной убор – кокошник расшивали жемчугом, бусы, ожерелья височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю – матушку. Обувь: лапти – ногу обматывали в льняной «онущ», либо надевали шерстяные носки, которые называли «копытцем», валенки, кожаная – «прабошничеревьи», сандального типа – «плесницы».

Мордовский национальный костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса – мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Национальные костюмы различались, но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм – рубаха (панар) носили навыпуск и подпоясывали поясом (кушак или каркс) с железной, бронзовой или серебряной пряжкой и штаны (понкст). Летом поверх рубахи-панар надевали белую распашную (мушкас – у мокши, руця – у эрзи). Весной и осенью носили сумань – приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета, сзади на талии сборки. Чапан, прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник, надевали поверх другой одежды и повязывали кушаком. Зимой овчинные шубы, с отрезной талией и сборками.

Головной убор: валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

Обувь: лапти, летом – с портянками, а зимой – с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Женский костюм – туникообразная рубаха без воротника (панар), ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом (каркс) с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай – сложное набедренное украшение, оформляли бисером, бусами, цепочками, блестками и т.д. В праздник поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками (сэлгепулогай), а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца (кескаруцят), их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха. Поверх рубахи женщины надевали подобие платья – кафтонь-крда, сарафан.

Верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар – у эрзи, мушказ, балахон – у мокши), черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

Обувь: лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки – белыми и черными; зимой валенки. В праздники модницы надевали сапоги.

Украшения – бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Брошь сюлгам.

Украинский национальный костюм. Мужская одежда – льняная рубаха, украшенная вышивкой, штаны или шаровары, пояс. Женская одежда – рубаха-кошуля, сорочка, украшенная вышивкой рукава и подол. Головной убор. Мужской: кибалка, хомевка, хомля, шляпа из соломы – бриль. Женский: венок, к нему привязывали ленты, знали значение цвета. Для женщин платок завязывали на лбу и сзади заплетали 2 косы или вокруг головы обвивали косу, чепец. Обувь: лапти; морщуни, морщенцi, постоли, ходаки – из кожи не шилась, а закладывалась складками; чоботи – с высокими голенищами, без каблуков.

Татарский национальный костюм. Мужская одежда – (туникообразная рубаха-платье) кулмэк и штаны (ыштан), а также бешмет кафтан со стоячим воротником и сплошной приталенной спинкой, чекменьверхняя одежда между халатом и кафтаном. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Чабулычикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан. Женская одежда –камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких дорогих тканей. Головной убор мужчины и женщины – тюбетейка. Обувь– чекмени, ичиги – из кожи. Одежда украшалась орнаментом растительного происхождения.

Чувашский национальный костюм. Мужская одежда– рубашка (кeпе), штаны (йeм), кафтан (сахман), халаты (шупар/пустав), чапаны (асам), шубы отрезная наспинная часть, много складок (керек), тулуп (талап). Жених – cулaк, кeрътутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Женская одежда–кeпе с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeрcитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых исредненизовых, черные у верховых). Головные уборы. Мужские: шляпа, шапка. Женские: хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпантутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана). Украшения - тастар(головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шелкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeсхyре (нахвостник), cycтунитенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др. Одежда украшалась геометрическим орнаментом. Обувь – лапти с онучами, сапоги, валенки (см. Приложение А).

Игра «Сказочная страна» проводится в форме игры-путешествия с целью выявить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках. В процессе диагностики при помощи известного сказочного персонажа Незнайки можно ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку. В качестве раздаточных материалов используются картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

Русская народная сказка: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Сказочные герои: Илья Муромец – самый популярный герой русских былин, выходец из народа, крестьянский сын, могучий богатырь, защитник Русской земли и русского народа. Соловей-Разбойник - изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, нагоняя на людей страх, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Он злой.

Мордовская народная сказка: «Перя - Богатырь».

Сказочные герои. Перя - силач, занимался охотой, помогал и защищал свой народ. Ворса (леший) – сказочное существо, хитрый, злой. Вражий богатырь в огромном железном колесе – враг (недруг), злой.

Украинская народная сказка: «Мужичок болтанский, богатырь басурманский». Сказочные герои. Мужичок болтанский, богатырь басурманскийхитрый, хвастливый, не злобный, хотел обрести славу. Бова Королевич – богатырь. Яруслан Лазаревичбогатырь. Илья Муромецрусский богатырь.

Татарская народная сказка: «Турай – Батыр».

Сказочные герои. Мама Тураябедная, мудрая, заботливая женщина. Турай, громадного роста и богатырской силы джигит, бедный. Батыр Тауказар и Батыр Ташказарсильные богатыри, но завистливые и жадные. Кичливый карлик — сам-с-пядь-да борода пядей пять – злобный, страшный, сильный, грубый.

Чувашская народная сказка: «Пуган».

Сказочные герои. Пукан (Пуган)смекалистый молодой человек, выдававший себя за богатыря. Благодаря своему уму ему удалось сыскать славу невероятно сильного и отважного человека, хотя и ростом он был не выше стула. Потому и прозвали его односельчане Пуганом, от чувашского «пукан» – «стул, табурет», «чурбан».  

124
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!