Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
Обучая детей правилам дорожного движения в детском саду, коллектив нашего детского сада использует все доступные формы и методы работы.
Как воспитать потребность подчиняться правилам дорожного движения, как научить детей жить в гармонии с окружающим миром?
Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах.
В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сказано: «Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязнь на улицах, так как чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке. Поэтому главной задачей является развитие у детей самостоятельности и ответственности. Больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на дорогах через организацию различных видов деятельности».
Работу совместно проводят воспитатель – родители – ребёнок. Это – беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр репертуара театров, театрализованная деятельность детей по сказкам и сценариям, написанным воспитателями и музыкальным руководителем, занятия, настольные, дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, видеозаписей, открытых занятий, совместных мероприятиях с родителями.
В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах следует выделить два аспекта:
Педагогический коллектив работает над созданием развивающей среды, которая включает в себя дидактические игры по ПДД, детскую и методическую литературу, подобраны плакаты и картины, изготовлены пособия, знаки, макеты транспортных перекрестков, много наглядного и информационного материала для родителей.
Работа ведется в течении всего учебного года. В зимнее время на макетах, в игровых уголках. Летом во время прогулок, экскурсий. На занятиях по ознакомлению с окружающим, также продолжается работа по ознакомлению и закреплению ПДД.
Работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах начинается нами со 2-ой младшей группы. Даются первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Дети знакомятся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. В этом возрасте целесообразно уделять внимание общей ориентировке в различных ситуациях и т. д.
В средней группе усложняем, знакомим детей с более сложными понятиями. Особое внимание следует обратить на восприятие и отличие предметов и понятий: дорожные знаки, регулируемый перекресток, двустороннее движение. Объясняются правила поведения пешеходов.
В старшем дошкольном возрасте запас определенных знаний по ПДД необходим ребенку как основа, того что будет им в дальнейшем закреплено в школе. Следует сместить акценты на формирование самостоятельного и ответственного поведения на дорогах, умение правильно ориентироваться в проблемной ситуации. Ребенок способен поставить цель, принять решение, поменять план действия, исполнить его, оценить свой результат.
Для формирования устойчивых знаний и прочих навыков культурного поведения на улице, в транспорте, в детском саду проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, блоки знаний по развитию речи и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, наблюдения за пешеходами, транспортом, работой светофора и обсуждения с детьми интересных ситуаций. В старшей группе проводим экскурсии по улицам, прилегающим к детскому саду. В группах воспитатели создают проблемные ситуации: на планшетах, схемах.
В каждой возрастной группе имеется подбор дидактических, настольных игр, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателя дети и родители изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, делают подарки для малышей, своим сёстрам и братьям.
Большое значение в подготовке детей дошкольников имеет процесс диагностики знаний. При этом выполняются 3 основные задачи:
В процессе диагностики определяется способность детей использовать полученные знания в игровой деятельности, на прогулках, в решении проблемных ситуаций, в условиях общения с дорогой. И главное — это оказание педагогической помощи детям, имеющим проблемы в освоении теоретического материала.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбирается художественная литература, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей.
Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материалы для работы с родителями и детьми. На заседаниях «круглого стола» обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса. Педагоги проходят обучение на курсах при Межрегиональном институте повышения квалификации по теме: «Инновационные технологии обучения ПДД в ДОУ», приобретают опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения, которым делятся на педсоветах, семинарах-практикумах.
Знания, полученные детьми, закрепляются в досугах и развлечениях, в которых участвуют взрослые и дети.
Непосредственное восприятие транспорта, поведение пешеходов, дорожных ситуаций обеспечивают экскурсии.
Во время экскурсии следует предусмотреть:
-самостоятельное наблюдение (или при помощи воспитателя),
-гипотезы, предположения, почему участники дорожного движения ведут себя соответственно,
-игровые упражнения «что было бы, если бы… »
-выводы, заключения о целесообразности соблюдения ПДД, соблюдения культуры поведения,
-игры,
-практическая деятельность на закрепление полученных знаний в группе или на участке.
Таким образом, на экскурсиях, также как и на занятиях, решаются развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Основными методами в экскурсии являются наблюдение, беседы, решение проблемных задач.
Содержание работы по формированию безопасного поведения на улицах органично включается в различные виды деятельности дошкольников без увеличения учебной нагрузки. Знания, полученные детьми на занятиях, экскурсиях, в играх отражаются в рисунках и поделках, в проведенных ежегодно конкурсах на лучший рисунок в совместной работе с родителями.
Работа, проводимая с детьми в детском саду, не даст желаемых результатов без работы с родителями.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших в выработке стойкой привычке, как вести себя в соответствии с ПДД – главный фактор в воспитании дисциплинированного участника дорожного движения. К сожалению, многие родители не осознают своего значения в воспитании у детей культуры поведения на дорогах, формирование устойчивых умений и навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализ встреч и анкетирование родителей показал, что большинство опрошенных родителей считают необходимым обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, и проводить эту работу в школе и детском саду.
Научить ребенка остаться живым и здоровым должны мы, взрослые!