Выступление из опыта работы
Театрализованная деятельность включает в себя следующие этапы
o Выбор произведения, чтение и обсуждение её с детьми. Дети оценивают характеры героев, их поступки, а позже благодаря этим литературным героям дети учатся оценивать себя, свои поступки в различных ситуациях, разбираться на конкретных примерах, «что такое хорошо и что такое плохо»,
o Работа над этюдами. Разнообразие одного и того же образа способствует развитию воображения и творческих проявлений. Например: каждый ребёнок по-своему передаёт образ одного и того же персонажа, выбирая мимику, жесты, движения. При этом развивается эмоциональная сфера ребёнка, он сочувствует персонажам, сопереживает разыгрываемые события.
o Работа над техникой речи. Она включает в себя разучивание чистоговорок, скороговорок. Упражнения на дыхание. Работа над выразительностью речи и подлинности поведения. Все упражнения способствуют развитию коммуникативных качеств ребёнка.
o Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций. Что бы понять ситуацию, ребёнок должен уметь ставить себя на место другого человека. Дети обыгрывая ситуацию, закрепляют модель правильного поведения.
o Театрализованные игры детей.
Умение ставить себя на место другого, лучше понять причины поступков героя произведения помогает театрализованная деятельность. Ведь каждая сказка или рассказ имеют воспитательное значение. Например: «Заюшкина избушка». Ребёнок испытывает жалость к бездомному зайцу, чувствуют несправедливость (лиса отняла дом, смогли оценить смелый поступок петушка, непобоявшегося встать на защиту обиженного.
Обсуждая произведение В. Осеевой «Волшебное слово» мы с детьми обсудили поступки героя. Почему он так себя вёл? Что он сделал неправильно? Как нужно себя вести в той или иной ситуации? Дети, конечно, усвоили, что необходимо говорить вежливые слова. Но чтобы дети на практике закрепили умение разрешать конфликт, с помощью вежливого обращения друг к другу мы обыграли этот рассказ. Главную роль дали Максиму У., так как у этого ребёнка часто возникают конфликты с детьми. Обычно Максим отрицает все советы, наставления, но с помощью драматизации всё-таки формируем его модель поведения.
o Обсуждение выступления. Чем понравилась роль? Хотел бы ты быть похож на данный персонаж и почему? Пытаемся поставить себя на место этого героя и понять, что бы почувствовал каждый из нас, находясь на его месте. Дети выделяют любимого героя, на кого бы они хотели быть похожими, придумывают приключения, которые могли бы с ними произойти далее. Свои впечатления дети отображают в рисунках и поделках.
— Работа с родителями.
Добиться нужных результатов по воспитанию у детей нравственных качеств невозможно без участия родителей. Поэтому в работе с родителями я использую методы и приё мы:
Индивидуальные беседы «Формирование представлений о нормах морали», «Воспитание сказкой».
Анкетирование: «Нравственные ценности», «Определение уровня сформированности представлений дошкольников о художественной литературе.
Консультации: «Приобщение дошкольников к художественной литературе», «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности», «Дарите детям радость».
Практические рекомендации: «Игры, развивающие воображение», «Воспитание вежливости у дошкольников», «Уроки добра»
Папки раскладушки: «Мы читающая семья», «Детская дружба», «Игры-драматизации, как средство приобщения детей к семейным ценностям».
Родительское собрание. «Учите детей чувствовать», «Путешествие по страницам книг».
Для родителей организована выставка рисунков «Моя любимая сказка», выставка книг «Художественная литература для старших дошкольников».
Привлекаю родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм. Родители помогают детям разучивать роли.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.