Конспект по развитию речи «Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде»
Программное содержание: Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Учить использовать в речи слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков {в} — {вי}, {ф} — {фי}, учить слышать эти звуки в словах, выделять их голосом; регулировать силу голоса.
Методы и приемы: Игровая ситуация, составление рассказа совместно с воспитателем и самостоятельно.
Материалы и оборудование: Куклы – девочка, мальчик; собаки, флажки, конфеты по 2 штуки.
Предварительная работа: Беседа «Члены моей семьи»».
Ход занятия.
На столе куклы Фая и Федя, собака Филя, флажки, конфеты.
В: Кто это?(Мальчик Федя, девочка Фая, собака Филя.
В: Кто принес флажки?(Федя)
В: А конфеты?(Филя)
В: Кто хочет рассказать про Филю, Федю, Фаю?
В случае затруднения воспитатель подсказывает начало фразы.
Это…девочка, ее зовут…Фая. К Фае в гости пришел…Федя. Он принес…флажки. В гости к Фае и Феде прибежал…пес. Его зовут… Филя. Филя принес…конфеты.
Еще Филя детям принес яблоки. Яблоки положили в вазу. Послушайте как я вам скажу это слово в-в-ваза. (повторить 2 раза). Какой звук есть в этом слове?
В: Кто скажет слово ваза так, чтобы был слышен звук В? (дети выполняют)
В: А теперь послушайте другие слова: Ф-ф-фая, Ф-ф-федя. Какой звук есть в лове Фая? Кто скажет слово ваза так, чтобы был слышен звук Ф?
В6 Посмотрите, что для вас принес Филя: он принес картинки. Есть маленькие картинки, а есть… большие. Мы вам сейчас их раздадим. Посмотрите у тоже картинка. Что это? (Варежки)
В: Послушайте как я произношу это слово. (В-в-варежки) А теперь вы назовите так же, как я то, что изображено на ваших картинках. (Вилка. Ведро. Вода)
Физкультминутка.
Дети встают в круг.
В: Подул ветер. Как дует ветер?
Дети произносят звукоподражание с умеренной громкостью.
В: А потом подул сильный ветер.
Произносят звукоподражание громко.
В: Ребятам стало холодно, и они решили попрыгать, чтобы согреться.
Игра «Кукла веселая и грустная»
В: Стала девочка Маша играть со своими куклами-Катей и Таней-и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила)
В: Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная, какая она?(печальная, расстроенная)
В: Что Катя делает?(грустит, печалится, огорчается)
В: Что надо сделать, чтобы развеселить Катю?(рассказать ей сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм)
В: Какими стали Катя и Таня?(веселыми, радостными)
Игра «Назови одним словом»
В: Вспомните на чем у нас спали куклы?(На кровати)
В: Куда они кладут свои вещи?(В шкаф, в гардероб)
В: На чем они сидят?(на стульях)
В: Я начну говорить, а вы продолжите: кровать, шкаф…
В: Как назвать все эти предметы одним словом? (мебель)
В: Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки… Все эти вещи называются…одежда. Какая одежда надета на вас?
В: Сейчас я узнаю, внимательно ли вы меня слушаете. Вы будете говорить так, как я. Если я произнесу слова быстро, то и вы повторяйте их быстро.; если я скажу медленно, то и вы повторите их медленно.
В: Ехали медведи на велосипеде (произносить фразу в разном темпе)
В: Скажите, как я: У В-в-вали новые в-в-валенки; у Ф-ф-феди ф-ф-флажок.
Произносить в умеренном темпе с выделение звуков Ф и В.
Дети повторяют.