Мастер - класс "Методика подвижных игр на воздухе с элементами народной игры"

Мастер — класс «Методика подвижных игр на воздухе с элементами народной игры»

Тюрина Ирина Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г.о.Саранск

Цель мастер – класса: совершенствование компетенций педагогов детского сада в области игровых технологий подвижной игры.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с подвижными играми

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

План мастер –класса:

1. Определение и значение подвижных игр. 2. Классификация подвижных игр. 3. Проведение подвижных игр в разных возрастных группах. 4. Методика проведения. 5. Организация и практическое проведение игр.

Материалы и оборудование: атрибуты к подвижным играм на воздухе.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

«Придумать игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагоги.

К. Д. Ушинский

Уважаемые участники! Сегодня мастер — класс будет посвящен подвижным играм и их значению.

А что такое подвижная игра? (высказывания педагогов)

Подвижная игра – одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений (основные движения должны быть заранее изучены).

Сегодня мастер — класс будет посвящен подвижным играм на прогулке и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Ведь подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Уважаемые коллеги! А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения п/и и игровых упражнений с помощью п\и решаются самые разнообразные задачи: воспитательные, оздоровительные, образовательные. П/и развивают ловкость, выносливость, самостоятельность, творчество в двигательной деятельности. Благодаря чему у детей развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации. В процессе игры создаются благоприятные условия для физического развития и оздоровления, а также нравственных качеств, привычек и навыков жизни в коллективе. Начиная с младшего возраста, с помощью взрослого ребёнок овладевает новыми, более сложными движениями (быстро бегает, преодолевает препятствия). В старшем возрасте п/и служат в основном методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков развитие физических качеств и воспитание морально-волевых качеств. Игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, коллективных соревнований.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Подвижные игры классифицируются:

по возрасту;

по степени подвижности ребенка в игре:

малой подвижности,

средней подвижности,

большой подвижности;

Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки»); средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов ); малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «Пузырь», «Найди и промолчи»).

по видам движений:

игры с бегом,

игры с метанием,

игры с лазанием,

игры с прыжками;

по физическим качествам:

ловкость

сила

выносливость

быстрота

гибкость;

по содержанию:

подвижные игры с правилами,

спортивные игры.

— к подвижным играм с правилами относятся:

сюжетные игры;

несюжетные игры.

к спортивным играм:

баскетбол,

городки,

хоккей,

футбол,

бадминтон и др.

А так же в дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования, игры-забавы, аттракционы.

Среди всего разнообразия игр хочется отметитьигры народные, которые имеют огромное значение для формирования патриотических и нравственных чувств дошкольника

Таким образом классификация подвижных игр позволяет распределить физическую нагрузку на занятиях, прогулке и.т. с что способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а также игры – забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т. д. Важно научить их действовать точно по сигналу и подчиняться простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, показав образцы движений. Для детей младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.

К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, подбирает игры, упражняющие в ловкости, быстроте, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Ведущая роль поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, силу, смекалку, сноровку. По мере навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звенья. Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия. Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы, времени года, особенностей режима (санаторный или обычный), места проведения (помещение или улица), интересов детей.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Методика проведения подвижной игры включает в себя:

1.Сбор детей

— по бубну

-колокольчику

— хлопки

-просто предложить подойти

-дежурным собрать детей

2.Растановка детей

— сразу так как нужно для игры

-в мл.гр. по кругу, врассыпную так чтобы было видно сразу всех детей

3.Создание интереса и называние игры

— показ атрибутов

— пение песни

-загадывание загадки

-показ иллюстрации

— слова к игре если есть

4.Объяснение содержания и правила игры

— если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила.

5.Распределение ролей.

— используются считалки и жеребьевки и т. д.

6.Руководство ходом игры

Я подобрала для вас несколько игр, некоторые из них народные. Звонит в колокольчик: «На игру вас приглашаю и улыбки обещаю. Дружно в круг вставайте все — много радости в игре».

1. Игра «Круг-кружочек»

Цель: Учить детей ходить по кругу, держать ровный круг.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Круг-кружочек, аленький цветочек.(маленький шажочек)

Раз, два, три — развернись-ка, Таня, ты!

Названный ребенок отпускает руки, разворачивается спиной. Дети идут по кругу, игра начинается снова. И так продолжается до последнего игрока.

Круг-кружочек, аленький цветочек.(маленький шажочек)

Раз, два, три, четыре, пять

Повернулись все опять.

2. Хороводная игра «Мы матрешки»

Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас чистые ладошки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые сапожки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые платочки.

мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

3. Хороводная игра «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Текст песенки:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Описание: Дети становятся в круг. выбирают одного из детей, он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

4.Хороводная игра «Флажок»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Текст песенки:

Дети встали в кружок

Увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

выйди, Саша в кружок,

И возьми скорей флажок

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

5. Хороводная игра «Это что же за народ»

Игра развивает: чувство ритма, ловкость, координацию движений, обогащает

двигательный опыт разнообразными движениями. Способствует эмоциональному

развитию ребенка.

Текст:

1.Это что же за народ так смешно себя ведет? (идут держась за руки — хоровод,)

Уши, словно паруса, вот такие чудеса.

На припев продолжают двигаться по кругу, показывают руками большие уши. (локти в стороны, держимся за уши)

2.Это что же за народ так смешно себя ведет? (хоровод за руки)

Мчится весело вприпрыжку, только задом наперед.

На припев двигаются по кругу спиной вперед, (поворачиваются спиной, продолжают идти по кругу) лучше за руки держаться, идем медленно.

3.Это что же за народ так смешно себя ведет? (хоровод за руки)

Головою он кивает, по коленям себя бьет.

На припев одновременно и кивают головой и ударяют ладошами по коленям.

Продолжают идти по кругу.

4.Это что же за народ так смешно себя ведет? (хоровод за руки)

Ухватился он за носик и вперед себя ведет.

На припев двигаются по кругу, взяв себя за носик, левая рука на поясе!

5.Это что же за народ так смешно себя ведет? (хоровод за руки)

Он одной рукою пилит, а другою гвозди бьет.

На припев правой рукой «забивают» гвозди, левой – удары топора. Стоят на месте.

6.Русская народная игра «Лапти»

Цель. Приобщать детей к русским народным игровым традициям. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

Описание.

В оригинале игры на середине площадки вбивают кол, к нему привязывают

верёвку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину верёвки делают круг. Водящий берёт свободный конец её и встаёт у кола.

Мы немного изменили организацию: рисуется круг или берётся обруч.

Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову

каждый перебрасывает какой-либо предмет (например, мешочек с песком).

Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?». Водящий

отвечает: «Нет». Игроки спрашивают ещё раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ.

Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Сплели!».

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого он запятнал, встаёт на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала. Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать игроков не удаётся, и он вновь водит.

Правила.

1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой верёвки, за круг

забегать ему не разрешается.

2. Если игроку не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. Садить игроков водящий может только в круге.

Совет к организации. Игру лучше проводить на большой площадке. В этом случае увеличивается расстояние для бега как игроков, так и водящих.

Примечание. Вместо лаптей можно использовать игрушки.

7. Русская народная игра «Сковорода, догони блин»

Цель. Приобщение детей к русским народным традициям и обрядам.

Задачи. Знакомить детей с народными праздниками и традициями. Развивать

быстроту движений, ловкость, внимательность.

Описание. Дети встают в круг. Взрослый за спиной держит блин из фетра (с

одной стороны он жёлтого цвета, с другой – белого), говорит:

— Жил-был блин, лежал, лежал на сковороде да и соскочил с неё. А один бочок остался непрожаренным.

Второй взрослый, стоящий напротив, держит в руках сковородку. Он

произносит:

— А сковородка (показывает её детям) говорит: «Ну-ка, блин, быстро ко мне, жарить второй бочок!»

Далее взрослые вступают в диалог.

Блин. Не хочу!

Сковородка. Я кому сказала – ко мне!

Блин. Не хочу!

Сковородка. Ах, так! Ну погоди, сейчас поймаю!

Взрослые начинают передавать детям, а дети друг другу по

кругу сковородку и блин. Кто кого догонит?

4.«Прощание»

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда -

Умным станешь ты тогда!

Спасибо за приятное занятие.                     

297
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!