Этическая беседа с детьми "Культурный человек- какой он?"

Цель: Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения

Задачи:

Образовательные

закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки;формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.

Развивающие

Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

Предварительная работа:

Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.

Материал и оборудование:

Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

-Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).

-Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным

человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).

-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).

-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).

-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).

-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему?

(Ответы детей).

-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.

-Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово»

(Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)

-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?

(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).

-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой?

(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).

-Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?

(Простите, извините, прошу прощения).

-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим?

(До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).

-Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).

-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).

-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).

-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).

-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так

мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).

-Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).

-Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым,

нужно быть еще честным, правдивым, и смелым. Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости.

(Дети по очереди говорят пословицы)

-В ком правды нет. В том добра мало.

-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.

-Правда в воде не тонет, в огне не горит.

-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.

-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.

-От ласкового слова язык не отсохнет.

-А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.

(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)

-В группе нельзя кричать.

-Нельзя драться с друзьями.

-Нужно играть в спокойные игры.

-Не перебивать взрослых.

-Не обижать младших.

-Помогать друг другу.

-У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее по вешаем в группе и будем соблюдать правила. На этом занятие наше закончилось. Большое спасибо.

164
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!