Выступление на районной предметной секции Лямбирского района

Тема: Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о современных подходах к формированию художественно — творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов. Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме того в дошкольном детстве активно развивается воображение.

В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.

Хотелось бы уточнить те понятия, о которых сегодня пойдёт речь.

Художественное творчество

Способности

Продуктивные виды деятельности

Художественное творчество– это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Изобразительное искусство– это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Способности– это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.

Врождённые ли это качества?

Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способности развиваются только в процессе конкретной деятельности.

И ещё одно понятие, которое надо конкретизировать – это продуктивные виды деятельности. Что такое продуктивная деятельность детей?

Продуктивная деятельность детей -в дошкольном образовании – это деятельность детей под руководством взрослого (чем старше ребёнок, тем он самостоятельнее), в результате которой появляется определенный продукт. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Продуктивные виды деятельности в программе «Детство» представлены в области «Художественно-эстетическое развитие»

Что же такое детское творчество?

Детское творчество -процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства. Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Для изобразительной деятельности необходимо развивать:

Эстетическое восприятие. Учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, т.е. обогащение сенсорного опыта.

Образное мышление.Известно, что наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Воображение.Без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Воображение педагог развивает средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков, лепки, аппликации.

Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера.

Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно – творческих способностей и эстетического воспитания вообще.

Владение способами деятельности.Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободно и независимо в творческих проявлениях.

Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

Далее раскроем современные подходы к организации продуктивных видов деятельности.

Во – первых: образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.

Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.

Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.

Во – вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок. Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно– дидактических игр. Я предлагаю, такие игры как: «На что похожа?», «Волшебные кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и д. р. Творческие задания: «Смотри внимательно», «Живой натюрморт, портрет», «Портрет художника», «Краски букетов»

Так же пальчиковые игры, игры — релаксации, игры – имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа – линии, цветом, композицией

Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях.

В – третьих,большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, ватные палочки, бумага разного качества, вата, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В раздевальной комнате расположена детская выставка рисунков, выставка работ по лепке

В — четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.

В — пятых, педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.

Привести в пример Притчу

Однажды Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.

— Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? — изумился педагог.

Но спустя некоторое время, Мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.

— Но твои крылья нравятся мне больше! — сказал Мудрец педагогу.

(Ш.Амонашвили)

В – шестых, взаимодействие с родителями — очень важное условие.

Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.

Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение “погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых, способность Смотреть и Видеть, Чувствовать-Познавать-Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования) во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

14
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!