Конспект занятия по кружку в средней группе.«Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю»
«Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю»
Программное содержание. Учить детей отгадывать описательные загадки о временах года. Продолжать знакомить с празднованием Нового года, с народными обрядами, гаданиями. Разучить песенку-колядку «Щедровочка». Вызвать желание передавать в лепке образ девочки-«щедровочки». Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки, ноги) и передавать в лепке с соблюдением пропорций.
Материал. Иллюстрация с изображением девочки в русском народном костюме. Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка). Угощение для детей – печенье.
Предварительная работа. Знакомство с песней-игрой-колядкой «Щедровочка». Объяснение старорусских слов: «щедровочка», «оконце», «чеботы», «зябнут», «рукавички худенькие», «кафтан», «колядовщик».
Ход занятия
Воспитатель. Кто знает, когда это бывает?
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки забираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(Зима)
Ребята, с наступлением зимы, какой мы ждем праздник? (Новый год.) Кто к нам приходит на Новый год? (Дедушка Мороз, Снегурочка, елочка.) Расскажите, как мы празднуем Новый год? (Высказывания детей.) С наступлением Нового года простой народ ходил по домам с празднованием и пожеланиями благополучия. Подходили к дому и пели песни-колядки. Хозяин открывал окно (колядовщики подходили с мешком к окну) и сыпал различное угощение: пироги, свиные ноги и различные пряности. Этот обряд совершался на счастье, на здоровье и благополучие в новом году. Также на Новый год гадали. Гадали на каше, на воде, по зеркалу, чтобы узнать, что будет в следующем году, все ли будут здоровы, счастливы, будет ли успех в делах. Вот одна из песенок-колядок – «Щедровочка»:
Щедровочка щедровала,
Под оконце подбегала:
«Что ты, тетка, наварила,
Что ты, тетка, напекла?
Выноси нам поскорей,
Не морозь-ка ты детей!
У нас чеботы маленькие —
У нас ножки зябнут,
У нас рукавички худенькие —
У нас ручки зябнут,
У нас платочки тоненькие —
У нас ушки зябнут,
А кафтан-то короток —
Коляд овщик передрог».
Дети сопровождают колядку соответствующими тексту песни движениями. Воспитатель по окончании песенки угощает ребят печеньем.
Педагог предлагает детям вылепить из пластилина девочку-«щедровочку». Рассматривает с детьми иллюстрацию с изображением девочки в русском народном костюме. Уточняет с детьми части ее фигуры: голова, руки, шубка и др.; величину каждой части, положение частей по отношению друг к другу. Объясняет детям, как нужно разделить пластилин на части. Обсуждает последовательность в лепке девочки. В конце занятия рассматривает с детьми выполненные работы.
На прогулке можно поиграть с ребятами в игру-колядку «Щедровочка».