ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.
Поликультурное воспитание – проблема, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
Работа с детьми заключается в том, чтобы сформировать в их душе чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.
Ребенок дошкольного возраста пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми, постигает мир человеческих отношений, нормы поведения и ценности культуры.Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение родного языка, произведений национальной культуры.
Поликультурное воспитание детей на базе нашего детского сада осуществляется по трем направлениям:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства.
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Основными формами работы с детьми по реализации задач поликультурного воспитания являются игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность, активные формы организации детей: экскурсии, целевые прогулки, совместная деятельность детей и взрослых, театрализованная, речевая и продуктивная деятельность, различные праздники.
В нашем детском саду с целью поликультурного образования мы часто проводим семейные фотовыставки, где раскрывается быт и семейные традиции, конкурсы рисунков «Наши любимые сказки» «Село в котором я живу», День защитника Отечества", «День Народного единства», «День матери», «Троица», Радость Рождества, конкурсы совместных подделок детей и их родителей «День победы», «Народная игрушка» «Люблю село моё родное!», дети и их родители принимают ежегодное участие в торжественном мероприятие в Вахты Памяти посвященное Дню Победы. Мы часто разыгрываем с детьми различные сюжеты из русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д. Рассказываем и демонстрируем детям презентации о православных праздниках и традициях различных народов. Дети и их родители с большим удовольствием принимают активное участие проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Каждая из форм работы способствует сплочению детей между собой, сплочению семьи, так как в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о Родине, стране в которой мы живем, традициях народа.
Семья играет значительную роль в нравственном и культурном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Социализация дошкольника – важнейший механизм неформального образования. Семья выполняет важную социально – культурную функцию.
Таким образом дошкольный возраст — это очень благоприятная пора для воспитания нравственных и культурных ценностей и качеств личности. Период приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности и уважения к другим культурам. Процесс поликультурного воспитания будет более эффективным, если уже сформированные у ребенка понятия будут углубляться и расширяться в процессе диалога культур, где культура его нации будет базовым компонентом.