1. Пояснительная записка
Актуальность
Воспитание нравственно-патриотических качеств чрезвычайно актуально во все времена. Ведь только человек, уважающий и любящий свою Родину, будет о ней заботиться и защищать её. Начинать это воспитание нужно в дошкольном возрасте. Потому что именно в это время происходит формирование нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации. Складывается характер, вырабатываются привычки.
Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…».
1.2. Цель проекта
Способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей через ознакомление с родным городом, с животным и растительным миром родного края.
1.3 Задачи проекта
— Уточнить знания детей о родном городе, о стране, в которой мы живём; познакомить детей с флагом нашей Родины;
— Обобщить представления детей о животном и растительном мире родного края;
— Закрепить название русских народных сказок;
— Упражнять в умении рисовать кисточкой по образцу.
1.4. Тип проекта
Игровой, познавательный, по количеству участников групповой, по продолжительности краткосрочный (однодневный).
Предполагаемый результат: В ходе проекта дети совместно с воспитателем ответят на вопрос «Что такое Родина?»
1.5. Объект проекта
Дети 2 младшей группы, воспитатели ДО.
2. Содержание проекта
2.1. Подготовительный этап — обозначение проблемы, определение плана реализации. Изучение методической литературы по данной теме. Подбор методов при работе с детьми, которые позволят детям самостоятельно понять «Что такое Родина».
Для организации работы с детьми разработали: беседу по теме с использованием наглядного материала (предметных картинок), определились с организацией ООД, подобрали литературу (стихотворение Т. Боковой «Родина»).
2.2 Основной этап проекта
Методы реализации проекта:
1 половина дня.
Коммуникация (беседа, чтение стихотворения Т. Боковой «Родина», рассматривание иллюстраций по теме);
ООД
Форма проведения игровая деятельность, познавательная деятельность (поиск ответа на вопрос «Что такое Родина»); продуктивная деятельность (рисование флага России).
2 половина дня
Для детей была создана проблемная ситуация, из которой дети сами предлагали выходы и проверяли их на практике. Игры на определение хороших и плохих поступков, как можно делать, а как нельзя.
2.3. Заключительный этап
В ходе проекта дети совместно с воспитателем получили ответ на вопрос «Что такое Родина». У ребят сформировался интерес к родному краю, его природе. Малыши закрепили названия русских народных сказок. Упражнялись в рисовании кистью по образцу. Получили представления о хороших и плохих поступках, проявили эмоциональную отзывчивость. У них обогатился активный словарь. В ходе проекта были реализованы все цели и задачи.
1. Пояснительная записка
Актуальность
Воспитание нравственно-патриотических качеств чрезвычайно актуально во все времена. Ведь только человек, уважающий и любящий свою Родину, будет о ней заботиться и защищать её. Начинать это воспитание нужно в дошкольном возрасте. Потому что именно в это время происходит формирование нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации. Складывается характер, вырабатываются привычки.
Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…».
1.2. Цель проекта
Способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей через ознакомление с родным городом, с животным и растительным миром родного края.
1.3 Задачи проекта
— Уточнить знания детей о родном городе, о стране, в которой мы живём; познакомить детей с флагом нашей Родины;
— Обобщить представления детей о животном и растительном мире родного края;
— Закрепить название русских народных сказок;
— Упражнять в умении рисовать кисточкой по образцу.
1.4. Тип проекта
Игровой, познавательный, по количеству участников групповой, по продолжительности краткосрочный (однодневный).
Предполагаемый результат: В ходе проекта дети совместно с воспитателем ответят на вопрос «Что такое Родина?»
1.5. Объект проекта
Дети 2 младшей группы, воспитатели ДО.
2. Содержание проекта
2.1. Подготовительный этап — обозначение проблемы, определение плана реализации. Изучение методической литературы по данной теме. Подбор методов при работе с детьми, которые позволят детям самостоятельно понять «Что такое Родина».
Для организации работы с детьми разработали: беседу по теме с использованием наглядного материала (предметных картинок), определились с организацией ООД, подобрали литературу (стихотворение Т. Боковой «Родина»).
2.2 Основной этап проекта
Методы реализации проекта:
1 половина дня.
Коммуникация (беседа, чтение стихотворения Т. Боковой «Родина», рассматривание иллюстраций по теме);
ООД
Форма проведения игровая деятельность, познавательная деятельность (поиск ответа на вопрос «Что такое Родина»); продуктивная деятельность (рисование флага России).
2 половина дня
Для детей была создана проблемная ситуация, из которой дети сами предлагали выходы и проверяли их на практике. Игры на определение хороших и плохих поступков, как можно делать, а как нельзя.
2.3. Заключительный этап
В ходе проекта дети совместно с воспитателем получили ответ на вопрос «Что такое Родина». У ребят сформировался интерес к родному краю, его природе. Малыши закрепили названия русских народных сказок. Упражнялись в рисовании кистью по образцу. Получили представления о хороших и плохих поступках, проявили эмоциональную отзывчивость. У них обогатился активный словарь. В ходе проекта были реализованы все цели и задачи.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ //Современное дошкольное образование. Апрель 2009, с. 16-19;
Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Сборник игр и упражнений. — М., 2012;
Войнич Н. И. Метод проектов в детском саду.
Копейкина С. Проектный метод в краеведческом образовании детей дошкольного возраста;
Приложение к проекту №1
Режимные моменты: 1 половина дня
Утро
Ситуативная беседа: Прочитать стихотворение Т. Боковой «Родина», рассмотреть с детьми иллюстрации с видами города, природы родного края. Задать вопросы: «Где мы это можем увидеть?», «Что мы видим по пути в детский сад?», «Что такое Родина?», (Формирование навыка совместной беседы, формирование представлений о Родине в разных её проявлениях) Пальчиковая игра: «Дом» (Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые ситуации…» с. 9) (Развитие мелкой моторики).
ООД (приложение 2)
Прогулка
Наблюдение: Что мы видим на участке детского сада? — Деревья, тропинки, облака, птицы, кошки и собаки за территорией, здание детского сада, дома за оградкой.
Цель: формирование интереса к родному краю, развитие любознательности. Д/и «Угадай по описанию». Цель: формировать наблюдательность, умение выделять главные признаки; развивать интерес к окружающему.
П/и «У бабушки Маланьи». Цель: развитие физической активности; знакомство с русскими народными играми.
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
2 половина дня
Вечер
Заучивание стихотворения Т. Боковой «Родина»:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Сюжетно-ролевая игра «По дороге в детский сад».
Цель: закрепление знания стихотворения, творческая активность.
Приложение №2
Конспект организации образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Мой город. Моя Родина»
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Уточнение знаний детей о родном городе, о стране, в которой мы живём; знакомство детей с флагом нашей Родины;
Образовательные задачи в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
«Художественно-эстетическое развитие»: упражнять в умении рисовать кисточкой по образцу;
«Речевое развитие»: развивать навыки речевого общения; активизировать словарь по теме (Родина, Россия, город Саранск, флаг России);
«Физическое развитие»: развитие двигательной активности, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Планируемые результаты ООД:
Интегративные качества: сформированы основы нравственно-патриотического воспитания; сформирован интерес к родному краю, его природе; закреплены знания русских народных сказок; сформировано умение рисовать кисточкой по образцу.
Оборудование для воспитателя: Предметные картинки (флаг России, картинки с изображением животных и деревьев Республики Мордовия, картинки с иллюстрациями русских народных сказок);
Оборудование для детей: Кисточки, акварельная краска, вода в стаканчиках-непроливайках, альбомные листы, салфетки.
Дети находятся в игровой зоне.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в группу пришел? (Паровозик)
Паровозик: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются (словами)
Паровозик: Я предлагаю вам попутешествовать! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда цепляемся к Паровозику и отправляемся в путь. (Дети цепляются паровозиком и «едут» со звуком «Ду-ду!»)
Воспитатель: Вот и наша первая станция. (На столике разложены картинки с изображением животных и растений Мордовии — медведя, зайца, волка, лисы; березы, ели, сосны). Куда мы приехали?
Дети: Мы приехали в лес!
Воспитатель: Какие животные обитают в этом лесу? (Дети перечисляют). А какие деревья в нем растут? (Дети называют).
Воспитатель: Все эти животные обитают в наших лесах, в нашей Мордовии. И деревья растут так же у нас.
— Цепляемся к Паровозику и едем дальше. Подъезжают к следующей станции – на столике разложены иллюстрации из русских народных сказок.
— Как вы думаете, как можно назвать эту станцию?
Дети: Это сказки!
Воспитатель: Вы узнаёте эти сказки? Дети перечисляют названия («Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя»).
— Какие это сказки? Кто их написал?
Дети – это русские народные сказки!
Воспитатель: Правильно, эти сказки написал русский народ, это русские народные сказки.
— Едем дальше. Подъезжают к мольберту. Вероятно, Паровозик хочет нам что-то показать. Посмотрим?
Дети: Да!
Дети садятся на стульчики, воспитатель показывает иллюстрации с изображением видов города Саранска. Спрашивает у детей, что изображено и комментирует. (здание детского сада, дорога по пути в сад, танк на аллее и т.д.).
Воспитатель: Что хотел показать нам Паровозик? Что изображено на картинках? Какой это город? (Ответы детей). Правильно. Это наш город Саранск. Наша малая родина. Мы все в нём живем. А кто-нибудь знает, в какой стране мы живём? (Ответы детей). Наша страна называется Россия. Это наша большая Родина. У России есть флаг (показывает изображение флага). Какие цвета присутствуют в нашем флаге? (Ответы детей).
Паровозик:
Ребята, мне пора прощаться с вами. Только вот беда: у меня был флаг России,
а сейчас я его не могу найти. Поможете мне?
Дети: Да!
Воспитатель: Как мы можем помочь Паровозику сделать флаг?
Дети (видят приготовленные листы и краски) Мы можем нарисовать его!
Дети рисуют по образцу флаг.
Прощаясь с Паровозиком, дарят ему свои рисунки.
Паровозик: Спасибо ребята. Мне приятно будет ездить с этими флагами.
Воспитатель: Где мы побывали с Паровозиком? Что вам понравилось больше
всего? Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)
— Мы совершили путешествие по нашей малой родине —Республике Мордовия,
познакомились с животными и деревьями нашего края, побывали в гостях у сказки и нарисовали флаг нашей Родины — России.
1. Пояснительная записка
Актуальность
Воспитание нравственно-патриотических качеств чрезвычайно актуально во все времена. Ведь только человек, уважающий и любящий свою Родину, будет о ней заботиться и защищать её. Начинать это воспитание нужно в дошкольном возрасте. Потому что именно в это время происходит формирование нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации. Складывается характер, вырабатываются привычки.
Академик Д. С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…».
1.2. Цель проекта
Способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей через ознакомление с родным городом, с животным и растительным миром родного края.
1.3 Задачи проекта
— Уточнить знания детей о родном городе, о стране, в которой мы живём; познакомить детей с флагом нашей Родины;
— Обобщить представления детей о животном и растительном мире родного края;
— Закрепить название русских народных сказок;
— Упражнять в умении рисовать кисточкой по образцу.
1.4. Тип проекта
Игровой, познавательный, по количеству участников групповой, по продолжительности краткосрочный (однодневный).
Предполагаемый результат: В ходе проекта дети совместно с воспитателем ответят на вопрос «Что такое Родина?»
1.5. Объект проекта
Дети 2 младшей группы, воспитатели ДО.
2. Содержание проекта
2.1. Подготовительный этап — обозначение проблемы, определение плана реализации. Изучение методической литературы по данной теме. Подбор методов при работе с детьми, которые позволят детям самостоятельно понять «Что такое Родина».
Для организации работы с детьми разработали: беседу по теме с использованием наглядного материала (предметных картинок), определились с организацией ООД, подобрали литературу (стихотворение Т. Боковой «Родина»).
2.2 Основной этап проекта
Методы реализации проекта:
1 половина дня.
Коммуникация (беседа, чтение стихотворения Т. Боковой «Родина», рассматривание иллюстраций по теме);
ООД
Форма проведения игровая деятельность, познавательная деятельность (поиск ответа на вопрос «Что такое Родина»); продуктивная деятельность (рисование флага России).
2 половина дня
Для детей была создана проблемная ситуация, из которой дети сами предлагали выходы и проверяли их на практике. Игры на определение хороших и плохих поступков, как можно делать, а как нельзя.
2.3. Заключительный этап
В ходе проекта дети совместно с воспитателем получили ответ на вопрос «Что такое Родина». У ребят сформировался интерес к родному краю, его природе. Малыши закрепили названия русских народных сказок. Упражнялись в рисовании кистью по образцу. Получили представления о хороших и плохих поступках, проявили эмоциональную отзывчивость. У них обогатился активный словарь. В ходе проекта были реализованы все цели и задачи.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ //Современное дошкольное образование. Апрель 2009, с. 16-19;
Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Сборник игр и упражнений. — М., 2012;
Войнич Н. И. Метод проектов в детском саду.
Копейкина С. Проектный метод в краеведческом образовании детей дошкольного возраста;
Приложение к проекту №1
Режимные моменты: 1 половина дня
Утро
Ситуативная беседа: Прочитать стихотворение Т. Боковой «Родина», рассмотреть с детьми иллюстрации с видами города, природы родного края. Задать вопросы: «Где мы это можем увидеть?», «Что мы видим по пути в детский сад?», «Что такое Родина?», (Формирование навыка совместной беседы, формирование представлений о Родине в разных её проявлениях) Пальчиковая игра: «Дом» (Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые ситуации…» с. 9) (Развитие мелкой моторики).
ООД (приложение 2)
Прогулка
Наблюдение: Что мы видим на участке детского сада? — Деревья, тропинки, облака, птицы, кошки и собаки за территорией, здание детского сада, дома за оградкой.
Цель: формирование интереса к родному краю, развитие любознательности. Д/и «Угадай по описанию». Цель: формировать наблюдательность, умение выделять главные признаки; развивать интерес к окружающему.
П/и «У бабушки Маланьи». Цель: развитие физической активности; знакомство с русскими народными играми.
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
2 половина дня
Вечер
Заучивание стихотворения Т. Боковой «Родина»:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Сюжетно-ролевая игра «По дороге в детский сад».
Цель: закрепление знания стихотворения, творческая активность.
Приложение №2
Конспект организации образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Мой город. Моя Родина»
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Уточнение знаний детей о родном городе, о стране, в которой мы живём; знакомство детей с флагом нашей Родины;
Образовательные задачи в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
«Художественно-эстетическое развитие»: упражнять в умении рисовать кисточкой по образцу;
«Речевое развитие»: развивать навыки речевого общения; активизировать словарь по теме (Родина, Россия, город Саранск, флаг России);
«Физическое развитие»: развитие двигательной активности, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Планируемые результаты ООД:
Интегративные качества: сформированы основы нравственно-патриотического воспитания; сформирован интерес к родному краю, его природе; закреплены знания русских народных сказок; сформировано умение рисовать кисточкой по образцу.
Оборудование для воспитателя: Предметные картинки (флаг России, картинки с изображением животных и деревьев Республики Мордовия, картинки с иллюстрациями русских народных сказок);
Оборудование для детей: Кисточки, акварельная краска, вода в стаканчиках-непроливайках, альбомные листы, салфетки.
Дети находятся в игровой зоне.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в группу пришел? (Паровозик)
Паровозик: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются (словами)
Паровозик: Я предлагаю вам попутешествовать! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда цепляемся к Паровозику и отправляемся в путь. (Дети цепляются паровозиком и «едут» со звуком «Ду-ду!»)
Воспитатель: Вот и наша первая станция. (На столике разложены картинки с изображением животных и растений Мордовии — медведя, зайца, волка, лисы; березы, ели, сосны). Куда мы приехали?
Дети: Мы приехали в лес!
Воспитатель: Какие животные обитают в этом лесу? (Дети перечисляют). А какие деревья в нем растут? (Дети называют).
Воспитатель: Все эти животные обитают в наших лесах, в нашей Мордовии. И деревья растут так же у нас.
— Цепляемся к Паровозику и едем дальше. Подъезжают к следующей станции – на столике разложены иллюстрации из русских народных сказок.
— Как вы думаете, как можно назвать эту станцию?
Дети: Это сказки!
Воспитатель: Вы узнаёте эти сказки? Дети перечисляют названия («Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя»).
— Какие это сказки? Кто их написал?
Дети – это русские народные сказки!
Воспитатель: Правильно, эти сказки написал русский народ, это русские народные сказки.
— Едем дальше. Подъезжают к мольберту. Вероятно, Паровозик хочет нам что-то показать. Посмотрим?
Дети: Да!
Дети садятся на стульчики, воспитатель показывает иллюстрации с изображением видов города Саранска. Спрашивает у детей, что изображено и комментирует. (здание детского сада, дорога по пути в сад, танк на аллее и т.д.).
Воспитатель: Что хотел показать нам Паровозик? Что изображено на картинках? Какой это город? (Ответы детей). Правильно. Это наш город Саранск. Наша малая родина. Мы все в нём живем. А кто-нибудь знает, в какой стране мы живём? (Ответы детей). Наша страна называется Россия. Это наша большая Родина. У России есть флаг (показывает изображение флага). Какие цвета присутствуют в нашем флаге? (Ответы детей).
Паровозик:
Ребята, мне пора прощаться с вами. Только вот беда: у меня был флаг России,
а сейчас я его не могу найти. Поможете мне?
Дети: Да!
Воспитатель: Как мы можем помочь Паровозику сделать флаг?
Дети (видят приготовленные листы и краски) Мы можем нарисовать его!
Дети рисуют по образцу флаг.
Прощаясь с Паровозиком, дарят ему свои рисунки.
Паровозик: Спасибо ребята. Мне приятно будет ездить с этими флагами.
Воспитатель: Где мы побывали с Паровозиком? Что вам понравилось больше
всего? Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)
— Мы совершили путешествие по нашей малой родине —Республике Мордовия,
познакомились с животными и деревьями нашего края, побывали в гостях
у сказки и нарисовали флаг нашей Родины — России.