Конспект по развитию речи: Составление рассказа по картине "Новый год в детском саду"
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о Новогоднем празднике, продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине, соблюдая последовательность событий, побуждать детей со слабыми речевыми умениями и навыками повторять за взрослым простые синтаксические конструкции, договаривать предложения; познакомить со звуком и буквой И.
2. Продолжать развивать внимание, память, закреплять в речи новогодний и зимний словарь, монологическую речь, умение передавать свои эмоции в речи; развивать фонематический слух.
3. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе сверстников, потребность в положительных эмоциях; звуковую культуру речи.
Словарь: загадка, развлечение, праздник, маскарад, костюмы, волшебный, праздничный, нарядная, украшенная, карнавальные, весёлые, радостные, счастливые, праздновать, веселиться, украшать, отмечать; звук, буква, слова.
Материал: снежинки из бумаги, картина по теме «Новый год в детском саду», напольная ёлка, картинки, начинающиеся со звука [и]?, демонстрационная буква И, большая блестящая снежинка с напечатанной загадкой о зиме, заготовки бумажных шариков с буквой И.
Ход:
1. Сюрпризный момент.
На подвеске висит большая блестящая снежинка.
— Ребята! Посмотрите, какая снежинка к нам сегодня залетела в группу! Здесь что-то написано. Хотите, прочитаю?
— Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
-Радость детям подарила и на санках прокатила.
— Что это?
— Правильно, это зима?
Выставляется иллюстрация зимнего пейзажа.
2. Работа по активизации новогоднего и зимнего словаря.
-Какую радость детям подарила зима? Что можно делать зимой? Что бывает зимой?
Во время детских ответов, воспитатель старается добиваться полных ответов, чтобы дети начинали свои ответы: «Зимой….»
За ответы педагог раздаёт маленькие снежинки.
— А какой праздник подарила детям зима?
— Что бывает в Новый год?
— А теперь положите снежинки, посчитаем. Сколько их много! Целый снегопад слов получился!
3. Игра «Украшаем ёлку»
-А как мы готовимся к празднику в детском саду? Что мы делаем? (Украшаем группу, ставим ёлку, наряжаем)
-Хотите нарядить ёлочку?
На столе приготовлены ёлочные игрушки, бусы, гирлянда, звезда. Дети перечисляют.
— А теперь возьмите украшения и повесьте на ёлочку. Какая получилась ёлочка? (красивая, нарядная, украшенная и т. д.)
4. Игра: «Подбери праздничную одежду».
— А в какой одежде мы пойдём? Предложить одежду: спортивную, сезонную, повседневную, домашнюю, карнавальную, праздничную (в картинках).
Дети выбираю, объясняют, почему.
-Да, для такого праздника одевают маскарадные, карнавальные костюмы.
-Выберите себе маску. Примерьте.
5. Хоровод вокруг ёлки.
— А что мы будем делать на празднике? (Петь, танцевать, читать стихи, играть, водить хороводы, веселиться).
— Давайте и мы споём.
6. Составление рассказа по картине «Новый год в детском саду».
— Ребята, у меня есть картина про Новый год. Пойдёмте, посмотрим. Давайте вспомним, как же мы будем готовиться к Новому году.
Дети проходят и садятся.
— Как можно её назвать? Кого вы видите? Что ещё увидели? Какая ёлка? Чем дети её нарядили? Во что одеты дети? Что они делают на празднике? Кто к ним пришёл? Что Дед Мороз сказал? Что принёс детям? Какое настроение у детей?
Взрослый даёт образец рассказа. Далее дети составляют свои. С детьми 1 подгруппы можно составлять коллективно. Воспитатель поощряет активность детей.
7. Элементы грамоты.
— А у нас под ёлочкой тоже мешочек лежит. Наверно Дед Мороз оставил. Хотите посмотреть?
Дети подходят к ёлке. Достают картинки: инструменты, игрушки, индюк.
— С какого звука начинаются все слова?
Игра: «Поймай звук»
Воспитатель называет несколько звуков. Как только дети услышали звук [и ], хлопнули в ладоши.
— Придумайте ещё слова, начинающиеся с этого звука.
— Посмотрите, тут что-то ещё лежит. Буква И. Прочитайте.
Воспитатель хвалит детей, дарит шарики с буквой И, даёт задание на дом — раскрасить букву красным цветом.