«Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»
«Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»
«Тот, кто обращаясь к старому,
способен увидеть новое –
способен быть учителем».
Конфуций.
Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья.
В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. Одним из вызовов времени системе современного образования является формирование человеческого капитала. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — это разрушение ценностных идеалов, способствующих воспитанию духовно-нравственной, социально-коммуникативной, творческой личности.
В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.
Быстрый демонтаж советской идеалогической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок.
На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.
В. В. Путин в своём «Послании президента Федеральному собранию» (2013г.) указывал о необходимости формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, способной к самооценке, саморазвитию и профессиональному росту.
В 2014 году Министерством образования и науки РФ был разработан и утверждён Федеративный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Пункт 1.4 (6) этого стандарта указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А пункт 1.6 (5) указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Мы видим, что ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание как основополагающую концепцию.
Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном мире очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.
Цель: показать возможности использования традиционной русской народной культуры в современном образовательном процессе для формирования духовно-нравственных и социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста.
Важными задачами духовно-нравственного воспитания являются:
Формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь;Развитие нравственных чувств (патриотических, эстетических, милосердия и т. д.);Воспитание навыков и привычек поведения.Одним из основных методов, используемых для формирования духовно-нравственных, социально-личностных качеств у детей, является их приобщение к народной культуре.
В своей работе необходимо опираться на традиционную русскую культуру и использовать следующие виды работы:
1. Создание предметно-развивающей среды (библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр).
2. Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.
3. Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
4. Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами. Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.
5. Работа с родителями (анкетирование, ознакомление родителей с русской народной культурой через совместное проведение праздников, посиделок, участие родителей с детьми в театральных постановках, связанных с историей и культурой Руси).
6. Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях
7. Дидактические, пальчиковые игры
8. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
9. Использование малых фольклорных форм особенно эффективно в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Потешки помогают создать положительную атмосферу. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.
Почти все фольклорные приёмы и игры, применяемые для развития детей, ребята (соответственно своему возрасту и возможностям) используют в домашней обстановке. Родители с радостью и удивлением замечают то, как изменились их дети. Например, шестилетний мальчик, прежде ревниво и недружелюбно относившийся к двухлетней сестрёнке, теперь поёт ей перед сном полюбившуюся в детском саду колыбельную песенку:
Баю — бай, баю — бай, прилетел к нам попугай,
Прилетел к нам попугай, говорит: «Ксюшу отдай!»
А мы Ксюшу не дадим – Ксюша нам нужна самим!
Удивительное свойство этих колыбельных песен можно ощутить – во время дневного сна дети засыпают крепко и спят спокойно не зависимо от их возраста и темперамента (даже те дети, которые по утверждению их родителей «не спят днём никогда», или спят в постели только с мамой).
Различные виды хороводов и хороводных игр можно и нужно использовать в качестве организационных моментов и даже утренней гимнастики. Самые любимые детьми хороводы: «Паучок», «А я грушу посадила», «Утка шла по бережку» и замечательный хоровод с гендерной основой «Во саду ли в огороде».
Множество различных традиционных игр, в которые дети играют в зависимости от характера игры и в группе, и на прогулке, и на музыкальных или физкультурных занятиях («Гори-гори ясно», «Удочка», «Жмурки», «У медведя во бору» и т. д.).
На занятиях изобразительной деятельностью дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, дополняющим фольклор, и дающим более широкое представление о традиционной русской культуре. Это и различные виды росписи («Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» и т. д.); традиционные игрушки («матрёшки», «курочки», «мужик и медведь» и т. д.).
После сна во время проведения оздоровительной гимнастики можно активно использвать приговорки, потешки. Например, качая ребёнка, лежащего на спине на большом гимнастическом мяче, сначала воспитатели говорят потешку, а постепенно дети и сами станут проговаривать её в такт качания мяча (касаясь во время качания пола то руками, то ногами):
«Ай качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи
С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи…»
Совершенно очевидно, как много задач решается при данных способах развития детей (и логопедические; и психологические: преодоление страха, установление близкого доверительного контакта с воспитателем, а в случае помощи детей – и с детьми; улучшение кровообращения и расслабление мышц спины, улучшение осанки и др.) Даже самые боязливые детки через 2-3 занятия сами просятся на мяч. Ритмические потешки, сопровождающие упражнение, положительно влияя на эмоциональное состояние ребёнка, многократно увеличивают эффект от самого упражнения.
Пословицы и поговорки используются в всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».
Загадка – это игра для детского ума. Загадки можно использовать на занятиях, на прогулках. Для решения загадок от ребёнка требуется большая наблюдательность и умственное напряжение. Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность и терпение.
При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки или картинки с отгадкой. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.
И дети, и родители очень любят традиционные народные праздники («Рождество», «Пасха», «Масленица», досуги-развлечения («Капустники»). В праздниках вместе с детьми с удовольствием участвуют и родители, и другие родственники, и выпускники детского сада.
Подводя итоги нашей работы по приобщению детей к традиционной народной культуре, можно с уверенностью сказать о больших положительных переменах в духовно-нравственном и социально-коммуникативном развитии детей. Ребята получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу. Благодаря приобщению детей к традиционной народной культуре, у них формируются те духовно-нравственные ценности, которые свойственны их генетической памяти. Это укрепляет их психику, делает детей более устойчивыми к различным стрессовым ситуациям и в конечном итоге позволяет воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, имеющую высокий интеллект и способную в дальнейшем решать различные жизненные задачи.
Итак, современное общество находится в процессе изменения мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур.
Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.