«Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Актуальность
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Именно в это возрасте важно познакомить детей с русской народной культурой. Русская народная культура должна стать стержнем и основой для возрождения духовной нравственности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русской народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки русской народной культуры.
Цель проекта:
Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры.
Задачи проекта:
Образовательные:
формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности (совесть, доброта, сочувствие, любовь, честность, заботливость и т.д.)
расширять представления детей об истории, культуре русского народа;
формировать умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности;
использовать информационные технологии в реализации образовательной деятельности.
Развивающие:
развивать интерес к русским традициям.
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь, уважение к своей семье, к детскому саду, к русской природе;
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Вид проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.
– по времени проведения: долгосрочный.
Основные формы организации проекта:
просмотр слайд — фильмов.
мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
организация творческих выставок (совместная деятельность детей и родителей).
ООД воспитателя с детьми (лепка, аппликация, рисование).
Методы и приемы:
Наглядный метод:
— показ сказок (педагогом, детьми);
— рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
-рассматривание наглядного материала;
Словесный метод:
— чтение и обыгрывание литературных произведений;
— беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
— ответы на вопросы педагога, детей;
— загадывания загадок;
— рассказы детей по схемам серии сюжетных картин, картинам.
Игровой метод:
— проведение разнообразных игр (подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические).
Практический метод:
— организация продуктивной деятельности.
Методическое обеспечение реализации проекта:
1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.
2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.
3. Бородина А.В.Культура и творчество в детском саду.Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.
6. Шварко Л.И., Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. — № 3.
7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.
Реализация образовательных областей
Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-имитации), «Познавательное развитие» (беседы, тематические занятия, рассматривания картинок, игровые упражнения), «Речевое развитие»(чтение стихотворение, произведений и обсуждение прочитанного материала, рассматривание иллюстраций, беседы), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация), «Физическое развитие» (народные игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки).
Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно — эстетического и физического развития личности детей.
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
1.Здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая.
2.Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
срок с 04.09.2023 г. по 29.09.2023 г.
Деятельность педагога:
— определение проблемы, постановка цели и задач;
— составление перспективного плана мероприятий;
— определение методов работы;
— подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
— подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;
— подбор материалов для продуктивной деятельности детей;
— создание и подбор картотек по теме проекта;
-подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
— введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
— формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
определение круга актуальных задач.
IIэтап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 02.10.2023 г. по 17.05.2024 г.
– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
IIIэтап – заключительный (обобщающий),
срок с 20.05.2024 г. по 31.05.2024 г.
— проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
— обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
— обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Ожидаемые результаты
Сформированы духовно-нравственные качества;
Расширены представления о культурных традициях русского народа;
Сформировано умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности.
Дорожная карта проекта «Духовно-нравственной воспитание личности, через приобщение к русской народной культуре»
№ | Содержание | Сроки | Ответственный | |
Подготовительный этап | ||||
Работа с детьми | ||||
1. | Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). | сентябрь | воспитатель | |
2. | Введение детей в проблемную ситуацию, проблемные вопросы о народной культуре. | сентябрь | воспитатель | |
3. | Показ презентации «Русская народная культура (фольклор, русский народный быт, праздники и т.д.»). Обсуждение темы проекта, задач с детьми. | сентябрь | воспитатель | |
Работа с участниками проекта | ||||
1. | Разработка плана мероприятий на год | сентябрь | воспитатель | |
2. | Создание необходимых условий для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель | |
3. | Подбор необходимой литературы по данной теме, необходимого оборудования, музыкального сопровождения, иллюстраций; подготовка презентаций по теме проекта. | сентябрь | воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
1. | Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта. | сентябрь | воспитатель | |
2. | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель | |
Практический этап | ||||
Работа с детьми | ||||
Беседы: «Мой родной край», «Русская деревня. Русская изба» Дидактическая игра «Урожай», Подвижная игра «У медведя во бору», «Огурчики-помидорчики» Сюжетно-ролевая игра «Повар» Загадывание загадок об овощах и фруктах Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь» Лепка «Овощи» | октябрь | воспитатель | ||
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство» Рассматривание картин «Игрушечных дел мастера» Рисование «Расписные матрешки» Дидактическая игра «Собери узор», «Узнай узор» Чтение сказок и легенд о народных промыслах Подвижная игра «Бубенцы» | ноябрь | воспитатель | ||
«Зимушка-зима» (Загадывание загадок о зиме, пословицы, поговорки, загадки о зиме» Русская народная сказка «Морозко» Лепка «Снегурочка» Подвижная игра «Заморожу» Аппликация «Елочная игрушка» «Елочка красавица» (рассказ об истории новогоднего праздника на Руси) | декабрь | воспитатель | ||
«Пришла коляда, отворяй ворота» (рассказ о колядовании. Обыгрывание коляды) Аппликация «Морозные окна» Лепка «Угощения для гостей» С/р игра «В гости» Беседа «Посуда на Руси» (знакомство с понятием утварь, рассматривание картинок) Рисование «Расписные ложки» Чтение сказки «Каша из топора» Подвижная игра «Метелица» | январь | воспитатель | ||
Беседа с детьми «Русская изба» Чтение К. Чуковского «Федорино горе» «Хозяйкины помощницы» (знакомство детей с предметами обихода, рассматривание картинок предметы быта в русской избе) «Масленица дорогая-наша гостья годовая» (знакомство с русским народным праздником) Аппликация «Веселая масленица» Чтение «В мире шуток-прибауток» Подвижная игра «Золотые ворота» | февраль | воспитатель | ||
Беседа «Самая родная, мамочка моя» «Приди, весна с радостью» (Загадывание загадок о весне, пословицы, поговорки о весне) Чтение «Весенние заклички. Веснянка» Чтение сказки «Снегурочка» Лепка «Цветочная корзинка» Рисование «Весенний букет для мамы» Подвижная игра «Ручеек» (русская народная игра) | март | воспитатель | ||
Чтение и просмотр «Русские народные сказки» Конструирование «Книжка-малышка» Знакомство с русскими народными инструментами «Русский народный праздник-пасха» (рассказ воспитателя) Лепка «Пасхальное яйцо» Рисование «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом» Подвижная игра «Где вы были?» | апрель | воспитатель | ||
Чтение потешек о солнце Рисование «Поднос с городецкой росписью» Беседа «Русские народные промыслы» «Ярмарка» (ярмарка на Руси) Дидактическая игра «Чудесный сундучок» Чтение сказки «Цветик-семицветик» Аппликация «Цветик-семицветик» Подвижная игра «Салки» | май | воспитатель | ||
Работа с участниками проекта | ||||
1. | Создание фотоальбома «Чудесный сундучок» | май | воспитатели | |
Работа с родителями | ||||
1. | С помощью родителей сделать слайды «Русская народная культура» | октябрь | воспитатель | |
2. | С помощью родителей сделать слайды «Народное декоративно-прикладное искусство» | ноябрь | воспитатель | |
3. | Консультация на тему:«Приобщение детей к народной культуре и традициям». Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) | декабрь-январь | воспитатель | |
4. | Развлечение «Масленица» | Февраль | воспитатель | |
5. | «Мамины помощники» (рассматривание фотографий). Попросить родителей принести семейные фотографии. | март | воспитатель | |
6. | Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» | апрель | воспитатель | |
7. | Рекомендации для родителей: «Народная культура и традиции» | май | воспитатель | |
Заключительный этап | ||||
Работа с детьми | ||||
1. | Итоговое интегрированное занятие на тему: «Путешествие в сказку» | май | воспитатель | |
2. | Диагностика детей | май | воспитатель | |
Работа с участниками проекта | ||||
1. | Итоговое мероприятие «Путешествие в сказку» | май | воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
1. | Изготовление атрибутов: «Путешествие в сказку» (совместная деятельность родителей и детей) | май | воспитатель |
Список используемой литературы
1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.
2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.
3. Бородина А.В.Культура и творчество в детском саду.Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.
6. Шварко Л.И., Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. — № 3.
7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.
8. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.