«Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»

Актуальность

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Именно в это возрасте важно познакомить детей с русской народной культурой. Русская народная культура должна стать стержнем и основой для возрождения духовной нравственности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русской народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки русской народной культуры.

Цель проекта:

Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры.

Задачи проекта:

Образовательные:

формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности (совесть, доброта, сочувствие, любовь, честность, заботливость и т.д.)

расширять представления детей об истории, культуре русского народа;

формировать умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности;

использовать информационные технологии в реализации образовательной деятельности.

Развивающие:

развивать интерес к русским традициям.

Воспитательные:

воспитывать у детей любовь, уважение к своей семье, к детскому саду, к русской природе;

Участники проекта:

дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Вид проекта:

– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.

– по времени проведения: долгосрочный.

Основные формы организации проекта:

просмотр слайд — фильмов.

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

организация творческих выставок (совместная деятельность детей и родителей).

ООД воспитателя с детьми (лепка, аппликация, рисование).

Методы и приемы:

Наглядный метод:

— показ сказок (педагогом, детьми);

— рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;

-рассматривание наглядного материала;

Словесный метод:
— чтение и обыгрывание литературных произведений;

— беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

— ответы на вопросы педагога, детей;

— загадывания загадок;

— рассказы детей по схемам серии сюжетных картин, картинам.

Игровой метод:

— проведение разнообразных игр (подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические).

Практический метод:

— организация продуктивной деятельности.

Методическое обеспечение реализации проекта:

1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.

2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.

3. Бородина А.В.Культура и творчество в детском саду.Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.

5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Шварко Л.И., Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. — № 3.

7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.

Реализация образовательных областей

Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-имитации), «Познавательное развитие» (беседы, тематические занятия, рассматривания картинок, игровые упражнения), «Речевое развитие»(чтение стихотворение, произведений и обсуждение прочитанного материала, рассматривание иллюстраций, беседы), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация), «Физическое развитие» (народные игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки).

Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно — эстетического и физического развития личности детей.

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

1.Здоровьесберегающие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая.

2.Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.

Этапы проекта

I этап – подготовительный (разработка проекта),

срок с 04.09.2023 г. по 29.09.2023 г.

Деятельность педагога:

— определение проблемы, постановка цели и задач;

— составление перспективного плана мероприятий;

— определение методов работы;

— подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

— подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;

— подбор материалов для продуктивной деятельности детей;

— создание и подбор картотек по теме проекта;

-подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.

Совместная деятельность:

— введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

— формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

определение круга актуальных задач.

IIэтап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 02.10.2023 г. по 17.05.2024 г.

– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

IIIэтап – заключительный (обобщающий),

срок с 20.05.2024 г. по 31.05.2024 г.

— проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;

— обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;

— обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

Ожидаемые результаты

Сформированы духовно-нравственные качества;

Расширены представления о культурных традициях русского народа;

Сформировано умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности.

Дорожная карта проекта «Духовно-нравственной воспитание личности, через приобщение к русской народной культуре»

Содержание Сроки Ответственный
Подготовительный этап
Работа с детьми
1. Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). сентябрь воспитатель
2. Введение детей в проблемную ситуацию, проблемные вопросы о народной культуре. сентябрь воспитатель
3. Показ презентации «Русская народная культура (фольклор, русский народный быт, праздники и т.д.»). Обсуждение темы проекта, задач с детьми. сентябрь воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Разработка плана мероприятий на год сентябрь воспитатель
2. Создание необходимых условий для реализации проекта. сентябрь воспитатель
3. Подбор необходимой литературы по данной теме, необходимого оборудования, музыкального сопровождения, иллюстраций; подготовка презентаций по теме проекта. сентябрь воспитатель
Работа с родителями
1. Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта. сентябрь воспитатель
2. Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. сентябрь воспитатель
Практический этап
Работа с детьми
Беседы: «Мой родной край», «Русская деревня. Русская изба» Дидактическая игра «Урожай», Подвижная игра «У медведя во бору», «Огурчики-помидорчики»

Сюжетно-ролевая игра «Повар»

Загадывание загадок об овощах и фруктах

Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»

Лепка «Овощи»

октябрь воспитатель
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство» Рассматривание картин «Игрушечных дел мастера» Рисование «Расписные матрешки»

Дидактическая игра «Собери узор», «Узнай узор»

Чтение сказок и легенд о народных промыслах

Подвижная игра «Бубенцы»

ноябрь воспитатель
«Зимушка-зима» (Загадывание загадок о зиме, пословицы, поговорки, загадки о зиме» Русская народная сказка «Морозко» Лепка «Снегурочка»

Подвижная игра «Заморожу»

Аппликация «Елочная игрушка»

«Елочка красавица» (рассказ об истории новогоднего праздника на Руси)

декабрь воспитатель
«Пришла коляда, отворяй ворота» (рассказ о колядовании. Обыгрывание коляды) Аппликация «Морозные окна» Лепка «Угощения для гостей»

С/р игра «В гости»

Беседа «Посуда на Руси» (знакомство с понятием утварь, рассматривание картинок)

Рисование «Расписные ложки»

Чтение сказки «Каша из топора»

Подвижная игра «Метелица»

январь воспитатель
Беседа с детьми «Русская изба» Чтение К. Чуковского «Федорино горе» «Хозяйкины помощницы» (знакомство детей с предметами обихода, рассматривание картинок предметы быта в русской избе)

«Масленица дорогая-наша гостья годовая» (знакомство с русским народным праздником)

Аппликация «Веселая масленица»

Чтение «В мире шуток-прибауток»

Подвижная игра «Золотые ворота»

февраль воспитатель
Беседа «Самая родная, мамочка моя» «Приди, весна с радостью» (Загадывание загадок о весне, пословицы, поговорки о весне) Чтение «Весенние заклички. Веснянка»

Чтение сказки «Снегурочка»

Лепка «Цветочная корзинка»

Рисование «Весенний букет для мамы»

Подвижная игра «Ручеек» (русская народная игра)

март воспитатель
Чтение и просмотр «Русские народные сказки» Конструирование «Книжка-малышка» Знакомство с русскими народными инструментами

«Русский народный праздник-пасха» (рассказ воспитателя)

Лепка «Пасхальное яйцо»

Рисование «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом»

Подвижная игра «Где вы были?»

апрель воспитатель
Чтение потешек о солнце Рисование «Поднос с городецкой росписью» Беседа «Русские народные промыслы»

«Ярмарка» (ярмарка на Руси)

Дидактическая игра «Чудесный сундучок»

Чтение сказки «Цветик-семицветик»

Аппликация «Цветик-семицветик»

Подвижная игра «Салки»

май воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Создание фотоальбома «Чудесный сундучок» май воспитатели
Работа с родителями
1. С помощью родителей сделать слайды «Русская народная культура» октябрь воспитатель
2. С помощью родителей сделать слайды «Народное декоративно-прикладное искусство» ноябрь воспитатель
3. Консультация на тему:«Приобщение детей к народной культуре и традициям». Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) декабрь-январь воспитатель
4. Развлечение «Масленица» Февраль воспитатель
5. «Мамины помощники» (рассматривание фотографий). Попросить родителей принести семейные фотографии. март воспитатель
6. Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» апрель воспитатель
7. Рекомендации для родителей: «Народная культура и традиции» май воспитатель
Заключительный этап
Работа с детьми
1. Итоговое интегрированное занятие на тему: «Путешествие в сказку» май воспитатель
2. Диагностика детей май воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Итоговое мероприятие «Путешествие в сказку» май воспитатель
Работа с родителями
1. Изготовление атрибутов: «Путешествие в сказку» (совместная деятельность родителей и детей) май воспитатель

Список используемой литературы

1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.

2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.

3. Бородина А.В.Культура и творчество в детском саду.Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.

5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Шварко Л.И., Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. — № 3.

7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.

8. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.

59
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!